В России вряд ли увидят ролики Рыбкина.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ситуация вокруг агитационных роликов Ивана Рыбкина остается без изменения. В едином порыве не допустить их демонстрации в России объединились телевизионщики, газетчики и судебные органы. Представители избирательного штаба опального кандидата готовы пойти на последнее средство – обратиться в международные судебные инстанции, предварительно прокрутив агитматериалы по иностранным телеканалам.
На пресс-конференции, посвященной сложившейся ситуации, руководитель штаба Рыбкина Ксения Пономарева отметила, что «эта предвыборная кампания полна удивительных и необычайных совпадений». По ее словам, неудивительно, что «все телеканалы, на которые мы передали агитационные материалы», отказываются их демонстрировать. Однако налицо странный факт – все отказы пришли в рыбкинский штаб в минувшую пятницу в течение полутора часов: с 17.30 до 19.00. И сразу после этого «те люди, которые писали отказы, оказались недоступны». Хотя ответы им были высланы в тот же вечер.
Ксения Пономарева подчеркнула, что «мы воспользовались правом, которое дает нам закон, – вести агитацию не только за кандидата, но и против. В роликах нет призывов к свержению конституционного строя, к разжиганию межнациональной и социальной розни и т.д.»
После этого присутствующим были продемонстрированы два ролика, представляющие собой нарезку из видеохроники разных лет. Голос за кадром: «Вспомним четыре года президентства Путина». Путин в кадре: «Главное – из нашей жизни уходит неясность и невозможность строить какие бы то ни было долгосрочные планы» (на экране – горящая Останкинская башня), затем звучит знаменитый вопрос Ларри Кинга: «Что произошло с вашей лодкой?» Путин с улыбкой отвечает: «Она утонула». Следующие фрагменты: чумазые бойцы («И это президент называет возрождением армии»), люди с кувалдой, пытающиеся перекрыть прорыв трубопровода («Так работает его устойчивая экономика»), дети-попрошайки («Он говорит о росте ВВП на 10%»), взорванный вагон метро («Он говорил, что замочит террористов в сортире. Вот что происходит на самом деле»). И, наконец, вопрос под занавес: «Вы опять собираетесь за это голосовать?»
Резюмировав увиденное журналистами, Пономарева заявила, что «тут нет ни одного кадра, который бы вы не видели». По ее словам, отказ телеканалов разместить ролики является надуманным и противоречащим закону о выборах. Например, такое, как требование согласия Путина на демонстрацию роликов. Она напомнила собравшимся, что президент явлен в ролике не в качестве обычного человека в домашней обстановке, а как высшее должностное лицо. К тому же она не знает, как получить такое согласие и какие юридические процедуры должны это сопровождать. Особенно же возмутил Пономареву отказ НТВ, который является негосударственным каналом и загодя опубликовал свои расценки на рекламу.
По словам Елены Лукьяновой, адвоката Рыбкина, иск к «оказавшемуся самым хитрым» НТВ уже находится в Пресненском суде, но, судя по всему, документ ждет судьба аналогичных исков к ЦИКу и госканалам, которые отказались предоставить Ивану Рыбкину бесплатный телемост, – эти иски ранее были отклонены в Басманном и Верховном судах. «Ситуация абсолютно безвыходная. Но мы будем продолжать жаловаться и обжаловать».
Помимо телеканалов в размещении агитматериалов Рыбкину отказал ряд печатных СМИ, среди которых – «АиФ» и «Комсомольская правда». Что особенно неприятно для Ксении Пономаревой, которая отметила, что «люди быстро выходят из правового поля, когда чувствуют, что им позволено из этого поля выходить». Она заявила, что это цензура, которая руководствуется «политической целесообразностью».