Вчера вызванные из отпуска депутаты Госдумы практически завершили работу над законом, заменяющим целый ряд социальных льгот денежными выплатами. Закон принят во втором чтении, и теперь осталось только пройтись по нему тонким редакторским пером.
Явка парламентариев на вчерашнее заседание, несмотря на каникулярное время, была образцовой – пустовало только 30 кресел. Судя по всему, народные избранники чувствовали исключительную важность момента. На всякий случай их сразу же предупредил об этом коллега Сергей Глазьев. «Борис Вячеславович,– сказал Глазьев, обращаясь к председателю Госдумы Борису Грызлову,– вы втягиваете нас в антиконституционный переворот. Этот закон ухудшает условия жизни 20 миллионов российских граждан... Конституция запрещает нам принимать такие законы. Если мы это сделаем, избиратели посоветуют нам повеситься».
Мысль Глазьева была поддержана и развита в выступлениях еще 16 думцев. Все они представляли фракции КПРФ и «Родина», для которых обсуждение повестки дня было последним шансом помешать успешному прохождению правительственного законопроекта о монетизации льгот. Более всего оппозиционные депутаты возмущались предложенным режимом работы. «Мне он представляется издевательским»,– заявил Олег Шеин. Как оказалось, окончательный вариант материалов, вынесенных на голосование, депутатам раздали только за час до начала заседания.
А поскольку эти материалы составляют стопку толщиной в 6 сантиметров, у народных избранников в прямом смысле слова разбежались глаза. «Вчера я получил 3038 страниц текста, всю ночь читал. А сегодня взамен этого пакета выдают новый – на 237 страниц больше. Я не знаю, по какому тексту голосовать, откуда появились за ночь новые 237 страниц», – жаловался депутат-коммунист Борис Кибирев. «Я требую, чтобы нам объяснили, куда делись 27 поправок, внесенных фракцией «Родина», – негодовал лидер фракции Дмитрий Рогозин. – Впервые вижу, чтобы вовремя внесенные поправки не включались в блок поправок, выносимых на обсуждение». Экс-спикеру нижней палаты Геннадию Селезневу кроме прочего категорически не понравилась обстановка за стенами думского здания. «Несколько последних дней я хожу в Думу, как в зону», – пожаловался бывший председатель, имея в виду густое милицейское оцепление, выставленное на случай несанкционированного наплыва возмущенных льготников.
Радикальное предложение по порядку работы сделал координатор фракции КПРФ Сергей Решульский: принять внесенный закон без обсуждения. Если, мол, «единороссовское» большинство настроено голосовать «за», то и дискутировать бесполезно – плетью обуха не перешибешь. Предложение Решульского было отклонено голосованием, но реализовано «по умолчанию». То есть втянуть себя в дискуссию фракция «Единая Россия» не позволила. 1060 поправок, рекомендованных комитетом по бюджету к принятию, были проголосованы в течение часа. Несколько дольше Дума расправлялась с 3707 поправками, которые комитет рекомендовал отклонить, но и это прошло довольно гладко. Был, правда, конфузный случай, когда приняли не ту поправку, за которую голосовали, однако это не омрачило праздник ни авторам законопроекта, ни депутатам от «Единой России».
Авторский коллектив на вчерашнем заседании представляли министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, министр финансов Алексей Кудрин, замминистра финансов Татьяна Голикова. Работы у них было совсем немного – лишь изредка у министров просили небольших пояснений. Кого-либо агитировать или разубеждать им было незачем – судьба закона давно была решена.
Уже в первом перерыве депутаты от оппозиции подводили итоги: что им удалось отстоять за месяц ожесточенных дискуссий с правительством и думским большинством. Добились они, в общем-то, совсем немногого. При окончательной доработке законопроекта правительство согласилось сохранить на будущий год некий минимум натуральных льгот (так называемый социальный пакет) и принять отдельный акт по социальной поддержке Героев Советского Союза, России, Социалистического труда и кавалеров трех орденов Славы.
Значительно длиннее перечень поправок, которые оппонентам ввести в закон не удалось. Так, отклонено правительством и думским большинством предложение дать самим гражданам право выбирать, что им нужнее – натуральные льготы или денежная компенсация. Не прошло предложение ежегодно индексировать компенсационные выплаты с учетом роста тарифов на платные услуги. Не удалось перебросить с региональных на федеральный бюджет выплаты компенсаций ветеранам труда и труженикам тыла, на которые у регионов наверняка не будет хватать денег.
Впрочем, по мнению депутатов Михаила Задорнова, Оксаны Дмитриевой, Сергея Попова, Ивана Мельникова, как, впрочем, и всех их коллег, протестовавших против правительственного плана отмены льгот, денег будет не хватать всем жертвам монетизации.