Борис Грызлов не в силах сопротивляться обаянию правительственного законопроекта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Основные параметры бюджета на 2006 год получили вчера одобрение подавляющего большинства Государственной Думы. Проект соответствующего закона был принят в первом чтении и направлен на подготовку ко второму, запланированному на 14 октября. Думская оппозиция попыталась доказать, что бюджет не соответствует нуждам страны и никак не соотносится и с недавними задачами социального характера, поставленными президентом, но правительство и думское большинство эти попытки проигнорировали.
Министр финансов Алексей Кудрин сначала сообщил о том, что бюджет-2006 – плод «совместной и плодотворной работы правительства и Думы». Однако значительную часть доклада он посвятил заочной полемике с теми, кто ратует за использование средств Стабилизационного фонда. Последний, по заверениям министра, стоит на страже конкурентоспособности российской экономики и сдерживает инфляцию, которая, если бы не этот механизм стерилизации избыточной денежной массы, была бы выше нынешнего уровня на 6–8%. «Мы должны защитить наших граждан от изматывающей инфляции, и прежде всего это делается в рамках основных направлений денежно-кредитной политики РФ и бюджета РФ, и Стабфонд сегодня является основным инструментом решения этой задачи», – заявил Кудрин.
При этом министр бросил депутатам своего рода вызов: предложил найти доказательства тому, что правительство в чем-то ошибается, а если таковых найдено не будет, то «мы будем считать, что проводим правильную денежно-кредитную политику». Министр финансов сослался на зарубежный опыт нефтедобывающих стран, которые так же, как и Россия, «очень консервативно» наращивают расходную часть своих бюджетов.
Что же касается самого бюджета-2006, то Кудрин несколько раз подчеркнул, что его нельзя рассматривать изолированно от среднесрочного курса, выработанного правительством. Целью же этого проекта, сказал докладчик, является «повышение качества жизни населения, преодоление бедности, поддержание высоких темпов роста экономики, повышение качества экономического роста и снижение инфляции». Он в очередной раз назвал представляемый им финансовый план бюджетом развития как рыночной инфраструктуры, так и человеческого капитала. Именно на последнее и были направлены те самые национальные проекты, о которых Владимир Путин объявил 5 сентября. Кудрин сообщил, что соответствующие средства в бюджете запланированы. Закончил он клятвой: мол, «бюджет выполнит поставленные президентом задачи и в условиях, даже не всегда благоприятных, включая осуществляемый рост цен на нефтепродукты». Многочисленные депутатские вопросы позиции главы Минфина тоже не поколебали, он с прежним упорством защищал Стабилизационный фонд и осторожность правительства в расходной политике, хотя перед этим на те же темы не слишком позитивно высказался и председатель Счетной палаты Сергей Степашин.
От коммунистов выступил зампред фракции Иван Мельников, который больше критиковал даже не правительство, а «Единую Россию». Бюджет он назвал «застывшим и мертвым», а экономику страны – «болотом, которое засасывает огромные средства от экспорта природных ресурсов». По мнению КПРФ, нынешняя модель развития российской экономики исчерпала имевшиеся у нее возможности как по обеспечению своего роста, так и по сдерживанию инфляции, а потому нужна смена курса. Смысл же создания огромных денежных запасов левые видят в следующем: «Власть понимает, что попытка реализовать подготовленные реформы приведет к серьезному социальному обострению. Именно поэтому вы делаете ставку не на попытку развития, а откладываете средства на борьбу с тем кризисом, к которому ведет ваша социально-экономическая политика». Естественно, сообщил Мельников, фракция КПРФ будет голосовать против бюджета.
Лидер ЛДПР, как всегда, ругал всех и вся – и правительство, и думское большинство, и оппозицию, и советскую власть, и действующий режим, и Запад и Восток. Хорошие отношения Думы с правительством он назвал «насильственным браком по расчету».
«Единая Россия» также не особенно хвалила кабинет министров. Первый вице-спикер Олег Морозов напомнил, что пока единороссы поддерживают лишь концепцию бюджета, но в дальнейшем намерены вести жесткую дискуссию – в частности, по точному отражению в бюджете средств, которые необходимо выделить на реализацию оглашенных президентом национальных проектов.
Лидер фракции «Родина» Сергей Глазьев, как ему и положено, чистой критикой не ограничился, предложив конкретные меры: например, увеличить доходы бюджета на 600 млрд. руб. за счет налога на дополнительные доходы недропользователей, а все средства Стабфонда направить на погашение внешнего и внутреннего долга, из которых не менее 1 трлн. должно быть направлено бывшим вкладчикам Сбербанка, пострадавшим от реформы 1992 года.