0
2067
Газета Политика Интернет-версия

16.01.2006 00:00:00

Чайка отнимает «Лефортово» у ФСБ

Тэги: фсб, изолятор, закон, дума


фсб, изолятор, закон, дума Скоро у главы ФСБ станет одной заботой меньше.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Федеральная служба безопасности может лишиться собственных мест заключения. Правительство предложило Государственной Думе исключить из действующего законодательства всякое упоминание о следственных изоляторах ФСБ. Соответствующий законопроект поступил в нижнюю палату - 10 января его рассмотрел Совет Думы, назначив первое чтение на февраль. Официальная причина рождения документа: Россия должна выполнить, наконец, свои обязательства перед Советом Европы.

Кабинет министров предлагает Думе убрать из Закона «О федеральной службе безопасности» слова «иметь и использовать в соответствии с законодательством РФ следственные изоляторы». Коррекции, с изъятием похожих норм, подлежит и Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как сообщил «НГ» глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, «передача в ведение Министерства юстиции всей российской пенитенциарной системы является обязательством нашей страны, которое она дала, вступая в Совет Европы».

Депутат напомнил, что основная часть этой системы была отдана Министерством внутренних дел Минюсту еще в августе 1998 года. «Я тогда был главой этого ведомства и сам занимался приемом всего этого хозяйства», – сказал Крашенинников, отметив, что в то время ФСБ свои СИЗО сохранила. «Так что теперь данный процесс полностью завершается, а потому законопроект можно считать техническим», – подчеркнул он. По мнению депутата, передача следственных изоляторов ФСБ Минюсту не затруднит, а наоборот, облегчит деятельность этой спецслужбы. Что же касается особого контингента, размещавшегося, например, в «Лефортово», то, по словам думца, эту проблему тоже можно решить, поскольку «есть же, например, особые колонии, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов».

Не все обитатели Охотного Ряда согласны с инициативой правительства. Например, члены комитета по безопасности, назначенного ответственным за этот законопроект, Геннадий Гудков (фракция «Единая Россия») и Николай Павлов (фракция «Родина») не считают его правильным. Судя по их словам, главное опасение у них вызывает как раз тот самый «спецконтингент», которым занимается ФСБ. «Шпионов и террористов содержать под стражей вместе с карманниками и какими-нибудь мошенниками – это выглядит как-то странно», – заметил Павлов. Сомневается он и в необходимости выполнять до конца именно эту часть обязательств России перед Европой. Это обстоятельство он тоже назвал «странным», напомнив, что к выполнению других своих обещаний наша страна относится более спокойно, так, к примеру, и не приняв решения о законодательной отмене смертной казни.

Оперативная работа, заметил Гудков в разговоре с корреспондентом «НГ», не заканчивается арестом или задержанием: «Ни к чему хорошему это не приведет. Стремление разделить интересы ведомств, возможно, и является благородным, но я не думаю, что это поможет в деле обеспечения безопасности государства. Ведь очень большое количество информации получается уже после ареста и задержания и даже после осуждения преступника... Не надо бежать впереди поезда! Мы только ухудшаем условия работы». Парламентарий объясняет появление закона аппаратной борьбой. Он уверен, что если существующая система работает и дает результаты, то ломать ее незачем.

Любопытно, что и Совет нижней палаты, наметивший график работы над документом, и думский комитет по безопасности, принявший законопроект к рассмотрению, сделали все это, тоже не имея ни объяснений, зачем такой закон нужен, ни расчетов, сколько это будет стоить государству.

Как поведал корреспонденту «НГ» источник в аппарате думского комитета по безопасности, в последнее время на полномочия ФСБ действительно стали покушаться очень многие коллеги по исполнительной власти. Собеседник связал это с распространяющимися уже достаточно давно слухами о том, что Кремль недоволен работой этого силового ведомства. Сегодня, подчеркнул источник «НГ», заговорили и о возможных кадровых изменениях в руководстве этой силовой структурой.

Кого содержат в СИЗО ФСБ

В СИЗО ФСБ содержатся лица, обвиняемые в совершении преступлений против государственной безопасности. Как правило, это подследственные, которые проходят по делам о шпионаже, государственной измене, разглашении гостайны, терроризму, насильственной смене государственной власти, покушению на государственных деятелей, легализации средств, полученных преступным путем. Но есть и те, кто был задержан за мошенничество, контрабанду и вымогательство. Расследование в отношении этих людей проводит Следственное управление ФСБ РФ. Точных данных о количестве заключенных, содержащихся в настоящее время в изоляторах ФСБ, в открытых источниках нет.

Следственные изоляторы контрразведки

Самым известным изолятором ФСБ РФ является московское «Лефортово», расположенное на Энергетической улице. В столице это единственная тюрьма ФСБ, однако по количеству VIP-узников она может претендовать на статус главной в стране. В разное время там сидели писатель и лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, бывший глава КрАЗа Анатолий Быков, полковник КГБ Александр Литвиненко, руководитель МЕНАТЕПа Платон Лебедев, глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, обвинявшийся в шпионаже американец Эдмонд Поуп, замгендиректора «Аэрофлота» Николай Глушков, обвинявшийся в убийстве Сергея Юшенкова Михаил Коданев, председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов, вице-президент РФ Александр Руцкой.

Есть изоляторы ФСБ и в регионах. По данным правозащитной организации «Мемориал», особенно много их в Южном федеральном округе – во Владикавказе, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Именно туда, как правило, попадают чеченские боевики, которых удается взять живыми, или люди, имеющие к ним какое-то отношение.

Но сколько именно СИЗО в стране находится в ведении ФСБ, не знает даже глава Минюста Юрий Калинин: «шесть или семь» – так он определил их количество, выступая перед журналистами в июле 2005 года.

По данным ПАСЕ, в 1997 году под контроль ФСБ были возвращены 14 российских следственных изоляторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
839
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
1201
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
1144
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
1120

Другие новости