0
549
Газета Политика Интернет-версия

12.10.2006 00:00:00

Заговор равнодушных

Антон Трофимов.

Об авторе: Антон Арнольдович Трофимов - заместитель главного редактора "Независимой газеты".

Тэги: дума, депутат, бюджет


Есть такой житейский закон, никем не сформулированный, но проверенный на практике: чем больше денег – тем меньше хочется планировать траты. И есть следствие из него: чем меньше планируешь траты – тем быстрее кончаются деньги.

Если кто-то думает, что «бытовое» – значит касающееся только отдельных людей, то это ошибка. И вот классический пример. Обсуждение в первом чтении федерального бюджета на 2007 год в Думе, состоявшееся 22 сентября, заняло около пяти часов. Вчерашнее, второе чтение – и того меньше. А действительно, что обсуждать, когда сверстан бюджет под контролем из Кремля – откуда направляется и деятельность думского большинства. А если с чем-то там оппозиция не согласна (которой большую часть предложенных ко второму бюджетному чтению поправок вообще зарубили – оставили около трех десятков из 330) – так и на нее много времени тратить не стоит...

Размер доходной части бюждета-2007, как было определено на первом чтении, – 6,629 трлн. рублей, расходной – 5,464 трлн. Переводя в валюту (чего, правда, ни депутаты, ни представлявшие бюджет чиновники себе позволить, согласно недавно принятому закону, не могут) – 250 и 206 миллиардов долларов соответственно, если округлить. 22 сентября на обсуждение этих колоссальных цифр, которые и представить-то себе трудно, Дума потратила не больше пяти часов. Скорее даже меньше, но остановимся на пяти для справедливости. Итого – по 50 миллиардов долларов доходов (и по 40 миллиардов долларов расходов) за каждый час. За каждые 60 минут – примерно по два годовых российских бюджета десятилетней давности: в 1997 году доходная часть составляла около 24,8 млрд. долларов.

Кстати, о давностях. Помнится, в середине девяностых каждое обсуждение вдесятеро меньшего бюджета превращалось для депутатов и правительства в ожесточенное сражение глобального масштаба, занимавшее в каждом чтении по несколько дней. А для нас, журналистов, – в бесплатное шоу и информационный повод для доброго десятка-другого заметок. А сейчас? Хорошо если на третьем бюджетном чтении кто-нибудь с кем-нибудь сцепится из-за непринципиальных поправок. А думские журналисты и вовсе могут писать об этом с закрытыми глазами и не выходя из редакции – благо все заранее известно и давно знакомо.

Казалось бы, глядеть надо на такое положение дел – и радоваться! Еще бы: денег в стране столько, что и Стабфонд, и бюджет растут почти как на дрожжах, доходы над расходами на пятую часть возвышаются, депутатам не надо каждую копейку считать...

Ан нет – надо!

Потому что скорость, с которой высочайше утвержденные бюджеты через Думу пролетают, ни о чем хорошем не свидетельствует. Как раз напротив. На первом чтении после всего пяти часов обсуждения (из которых почти половину – 2 часа – заняли доклады представляющих проект чиновников) за бюджет-2007 проголосовали 340 депутатов, а против – всего 67. А это значит, что никто из голосовавших всерьез скорее всего в документ не вчитывался и подсчетами, как и куда реально могут быть пущены суммы, которые он одобрил, вряд ли занимался.

Привычные уже в последнее время аналогии между нынешним положением дел в России и Советском Союзе в этом случае как нельзя более кстати. Потому что дружное голосование во главе с медведями очень напоминает единодушное одобрение проектов Госплана советским народом. То же невнимание к деталям (поскольку вряд ли реально они от кого-то из одобряющих зависят), те же миллиарды, которые непонятно как контролировать... Думается, будь сегодня наравне с бюджетом внесен в Думу закон о повороте северных рек на юг – его тоже за пять часов одобрили бы.

В таком бюджетном «одобрямсе» есть еще одна неприятная сторона. Согласно недавним социологическим опросам, большинство молодых людей, еще недавно видевших себя бизнесменами, теперь склоняются в пользу чиновничьей службы. Оно и неудивительно: при таком равнодушном подходе к распределению госсредств, который демонстрируют депутаты, нетрудно вообразить себе масштаб коррупции, расцветающей на этих деньгах, – и помечтать, как хорошо было бы припасть к этому источнику.

Когда лоббист продавливает нужный законопроект – есть вероятность, что если не он, так хотя бы заказчики постараются убедиться, что все идет как надо и выделенные деньги попали по адресу. А когда в основе голосования – равнодушие, не сразу даже и придет в голову, кто и как будет в итоге контролировать распределение бюджета. Вон, выделил недавно премьер-министр Михаил Фрадков 60 миллиардов на разработку нового авиавооружения – подписал документ, и никаких тебе тендеров, конкурсов и прочей определенности. И даже в Думе не заинтересовались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
791
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
925
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
458
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
315

Другие новости