0
1463
Газета Политика Интернет-версия

14.05.2007 00:00:00

Интернет-гражданское общество

Сергей Брутман

Об авторе: Сергей Израилевич Брутман - редактор "Новой новгородской газеты".

Тэги: блоггеры, федорова, великий новгород


Осилил объемистую, разбросанную по разным сайтам интернета дискуссию вокруг того, что в сети называют «новгородским делом» – делом об аресте Антонины Федоровой. В марте с.г. она была помещена в СИЗО по обвинению в покушении на убийство дочери: следствие полагает, что трехлетнюю Алину мать сбросила в лестничный пролет.

Конечно, Кирилл Мартынов, гражданский супруг Антонины, развернувший мощную кампанию в защиту супруги в интернете, – молодец. Мужчина обязан защищать свою женщину. В остальном – впечатление грустное.

С «дискуссией»-то я погорячился. Кто-то разбирает формулировки прокуратуры – тщательно и профессионально. А другой просто с наслаждением поносит всех, кто... нет, не настаивает на вине арестованной – таких я, во всяком случае, не нашел, – а просто противоречит общему хору. Такой диссидент объявляется как минимум человеком морально нечистоплотным. А то и – отрабатывающим «заказ» прокуратуры (городской прокуратуре, сидящей в обшарпанном помещении, деньги больше девать некуда...).

Все знакомо до боли: есть два мнения – мое и неправильное (хуже – подлое!). А «неправильно» – инако – мыслящему или даже просто пересказывающему версию прокуратуры, можно грубить и смутно угрожать.

Грустно, девушки, сказал бы мой любимый литературный герой. Но еще грустнее, что на одном из сайтов я прочел: «Гражданское общество встало на защиту матери». Так вот ты какое, оказывается, гражданское общество?! А я-то был убежден, что в России тебя не только нет, но и – при текущем положении дел – быть не может.

Даже создание Общественной палаты, некоторые члены которой включились в кампанию вокруг «новгородского дела», меня в обратном не убедило: из-за кривобокости оной палаты, куда власть поназначала преимущественно людей, власти любезных.

Заметим, что не первый раз чей-то ребенок оказывается вдали от матери, подвергнутой заключению. Просто знакомых, которые могут организовать «информационное обеспечение», у других матерей нет. Это женщины из других слоев. «Гражданское общество» о них не слыхивало, ему больно только тогда, когда боль причиняют кому-то знакомому.

Есть свои – и чужие. Есть мнение своих – и неправильное. Пресловутое «классовое чутье» трансформировалось в кастовое. «Чужой» – необязательно необразованный или «простолюдин». Тут иная проводится граница.

Не помню, чтобы «гражданское общество» заступилось за мать двоих детей (10 и 5 лет) Светлану Бахмину. До суда она провела в СИЗО почти полтора года. Потом по весьма спорному обвинению, которое опровергали, к примеру, свидетели, Бахмина получила 7 лет. Причем суд так увлекся, что впаял ей в приговоре строгий режим заключения, вогнав в краску даже Генпрокуратуру, вынужденную напомнить, что строгого режима женщинам в РФ не полагается. А когда она попросила отсрочки приговора до достижения младшим ребенком возраста 14 лет, ей было отказано.

Заступались за Бахмину правозащитные организации, уцелевшие со старых времен. Молодое и энергичное «гражданское общество» молчало. Не в том ли дело, что Бахмина была, мелким в общем-то, клерком в ЮКОСе, а всех, кто причастен к ЮКОСу, накрыло волной высочайшей ненависти?

Тот, кого намерена растоптать власть, может на это «гражданское общество» не рассчитывать? Надеюсь, понятно, что под властью я имею в виду отнюдь не провинциального прокурора. «Гражданское общество» существует не вне законодательного поля. Оно старается влиять на формирование этого поля и следит за соблюдением духа законов всеми – включая людей, которым общество вручило законодательную и исполнительную власти. Оно предполагает верность ценностям, которые у нас называются – почему-то с презрительной усмешкой – «общечеловеческими». Перечислять их не стану: одни и так знают, другим – ни к чему.

Без этих ценностей гражданское общество, хоть «снизу», в интернете, его создавай, хоть по приказу «сверху», неизбежно становится тоталитарным. К тоталитаризму формальной власти мы уже худо-бедно приноровились. Знаем, как ему противостоять. Тоталитаризм «снизу» – новинка. Одна надежда: что я не дождусь расцвета такого «гражданского общества».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1183
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
911
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1264
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1120

Другие новости