0
1330
Газета Политика Интернет-версия

18.02.2010 00:00:00

Час "Х" для калининградской оппозиции

Владимир Абрамов

Об авторе: Владимир Николаевич Абрамов - политолог.

Тэги: калининград, митинг, протест


Нашумевший январский митинг на Замковой горе в Калининграде мифологизируется на глазах. В нем пытаются увидеть столько всего и сразу, чего по определению не может быть в локальной акции протеста. Пусть самой массовой за всю историю Янтарного края, но именно отдельной акции. После ее проведения обыватели не строят баррикады, а власти не отсиживаются в укрепленной цитадели. Идет обычная для сердца российской Прибалтики жизнь. Со своими горестями и радостями, проблемами и удачами.

Поэтому, чтобы понять происшедшее, надо посмотреть на глубинные тенденции, определяющие социально-экономическую жизнь Калининграда. Расписывать здесь нечего. Кризис – он везде кризис. Анклавное положение усугубляет положение. С подработкой стало хуже. Зарплаты падают, а работать заставляют гораздо больше. Используя железный аргумент в виде безработицы. Даже по данным статистики, в ситуации поиска работы находятся 10% трудоспособного населения региона. Население потихоньку проедает старые запасы. И все с большим интересом смотрит в голубой экран, где этот самый кризис уже победили, растет ВВП и вообще пришло время выбирать новый Opel.

Пусть экономическая ситуация и перестала обваливаться, но социальное напряжение усиливается. У гражданина клубок проблем, а тут еще повышение транспортного налога. И пружина терпения, до сих пор сжимавшаяся, достигла вдруг предела. И сорвалась. Внезапно. Без особой логики и рациональной мотивации. Январский митинг имел предтечей митинг 12 декабря. Тогда 5 тыс. человек выступили против транспортного налога. Особого внимания на этот первый звоночек власти не обратили, хотя и было принято политическое решение о возвращении к прежним ставкам транспортного налога.

По большому счету массовость митинга 30 января стала неожиданностью не только для власти, но и для организаторов. Да и большинство экспертов скептически оценивали возможный масштаб акции. С учетом отмены главного раздражителя – транспортного налога.

Что просмотрели наблюдатели? Во-первых, в городе сформировалось несколько групп, которые длительное время ведут борьбу за свои права. Это мелкие торговцы, бывшие сотрудники «КД-авиа», автоперегонщики. Это тысячи людей, имеющих опыт проведения уличных акций. К ним присоединились оппозиционные партии, располагающие активом. И случайный элемент, который отнюдь не испытывает любви к власти. Во-вторых, декабрьский митинг позволил «маленькому человеку» почувствовать себя силой. На которую хотя бы обращают внимание. В январе выразить свои чувства пришли уже 10 тыс. человек. Которым было безразлично, выступает с трибуны Немцов или президент Зимбабве Роберт Мугабе. Люди показали, что им плохо, и они требуют от властей оперативных мер.

Для оппозиции декабрьский и особенно январский митинги стали настоящим праздником. Ну где еще она хоть вместе, хоть порознь соберет 10 тыс. человек, готовых ее слушать? Плакаты с требованием отставки Владимира Путина и Георгия Бооса были подготовлены заранее. Но митингующие охотно подхватили призыв. Наша власть всегда пыталась отвечать за все. Что предполагает и ответственность за социальные последствия кризиса. Многие, вероятно, решили, что рейтинг премьера выдержит и это. Оказалось, нет. Реакция на митинг 30 января – это в первую очередь истерика по поводу самой возможности выражения публичного недовольства в адрес премьера со стороны большой группы людей. Можно подумать, что бормочущие о «шпионах-диверсантах» как организаторах калининградского митинга горе-политики выписаны в Государственную Думу прямо с Луны. Почти все 90-е прошли на фоне массовых акций под лозунгом: «Банду Ельцина под суд». И что? Мир не рухнул. Даже реформы худо-бедно проводили.

Местные власти теперь озабочены разруливанием конфликтов, которые вызывают недовольство уже стихийно организовавшихся групп. Что-то можно решить быстро, и одной болевой точкой на социальной карте Калининграда станет меньше. Значительная часть проблем требует серьезных вливаний, изменения подхода. Многие вопросы находятся вне сферы компетенции регионального правительства.

Что касается встреч с оппозицией, то она уже собрала свою долю внимания и на региональном, и на федеральном уровнях. При этом собственный политический вес оппозиционеров за минусом митингующих больше не стал. Открытым остается и вопрос о том, в какой степени оппозиционные партии влияют на население и могут вести его за собой. До сих пор социологические опросы не показывали роста влияния конкурентов ЕР в Калининграде. Несмотря на явно фиксируемый рост недовольства всеми ветвями власти. Поэтому подготовка нового митинга, намеченного на 20 марта, должна стать моментом истины для оппозиционеров и власти, продемонстрировать их потенциал влияния на рядовых калининградцев.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1301
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
975
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1084
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1146

Другие новости