0
179
Газета Политика Печатная версия

13.10.2025 20:12:00

Социальную структуру общества деполитизируют под выборы

Нарративом кампании в Госдуму-2026 объявлен поиск избирателями подлинной "партии добрых дел"

Тэги: доклад расо, выборы в госдуму, нарратив, политические партии, новые социальные группы, экспертное мнение

Online-версия

доклад расо, выборы в госдуму, нарратив, политические партии, новые социальные группы, экспертное мнение Четырем оппозиционным партиям Госдумы предоставлено право выступить с возражениями. Фото из Telegram-канала Дмитрия Еловского

В информагентстве ТАСС 13 октября презентовали доклад Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Политические партии и новые социальные группы». Содержащийся там нарратив нацелен на предстоящие выборы в Госдуму, его суть в том, что, мол, в обществе все больше страт с различными интересами. И хотя отсутствуют четкие критерии выделения таких групп, их все равно призывают считать уже и электоральными. Поэтому смысл политической активности теперь, дескать, в том, чтобы подавать избирателям сигналы о намерении удовлетворять возникающие запросы. Но очевидно, что настоящая «партия добрых дел» может быть только одна – и заранее ясно, какая из пяти.

Полное название доклада, подготовленного в РАСО, представляет собой, по сути дела, утверждение – «Политические партии и новые социальные группы: электоральные сигналы и взаимодействия в рамках единого дня голосования – 2025». Смысл его в том, что с 2020 года в стране якобы резко ускорился процесс формирования новых социальных групп. И так как они сильно отличаются от традиционных общественных групп, это неизбежно скажется на кампании 2026 года.

При этом из доклада стало ясно, что, в отличие от классической социологии и политологии, пресловутые социальные архитекторы, которые пропагандируют новый подход, не могут дать критериев для четкого выделения модерновых социальных групп. Пока, мол, лишь выявлено, что они находятся в процессе организации и не обладают всеми признаками общественных страт, более того, не всегда можно понять и мотивы их формирования. При этом такие группы вполне готовы к внешнему на них влиянию. Автор доклада, ответственный секретарь рабочей группы по социальной архитектуре РАСО Дмитрий Еловский обратил внимание, что если российские партии не будут входить в коммуникацию с этими группами, то на них окажут влияние некие третьи силы.

Для выявления новых групп проанализирована 31 избирательная кампания этого года регионального уровня, а именно массив постов в соцсетях кандидатов в заксобрания и реготделений их партий, а также стенограммы дебатов кандидатов в губернаторы. Как выяснилось, большинство политсил сосредоточило внимание на привлечении голосов участников СВО, семей с детьми и бюджетников. Что, в общем, было понятно и без таких глубинных исследований.

Кстати, среди примеров новых социальных групп сколько-нибудь убедительным выглядит выделение как раз только одной – именно этих участников СВО вместе с их родственниками. Остальная выборка по стратам представляет собой хаос: тут пенсионеры и молодежь, семьи с детьми и мигранты, врачи и журналисты, дальнобойщики и курьеры, самозанятые и сотрудники пунктов выдачи заказов. Есть и такие группы, как «антиваксеры», «иноагенты», «пользователи электросамокатов», «защитники одичалых собак», «нумерологи и их клиенты».

Президент РАСО Евгений Минченко, который, как опытный профессионал, уже имеет среди своих регалий и должность директора Центра социальной архитектуры МГИМО МИД РФ, повторил свой наработанный тезис о «пяти Россиях» – столичной, глубинной, воюющей, уехавшей и вернувшейся. К последней как раз и относятся ветераны СВО. Он настаивает, что меняется фокус внимания общества и партий – от сиюминутного интереса к конкретной избирательной кампании в сторону более глубинного системного взаимодействия. Этим сейчас как раз и занимаются «социальные архитекторы». Что же касается электоральных сигналов, которые получали и подавали партии, то в презентации доклада о них было сказано примерно так, что, дескать, только «Единая Россия» стала той партией, которая активно демонстрировала взаимодействие с широким спектром общества, остальные же думские политструктуры так или иначе пытались это делать, но в основном разбирались со своими традционными группами поддержки. И красной нитью следовала мысль, что, мол, все партии сливаются в глазах общества в одну. А значит, чтобы выделиться из ряда, нужно, работая с различными стратами, показывать политику «добрых дел» и, главное, поменьше политизации.

Судя по всему, выборы в Госдуму-2026 все-таки предполагается проводить по модели марта 2024-го: главный претендент получает сверхрезультат, остальные – делят между собой остатки электората. То есть под будущую разгромную победу ЕР над думской оппозицией, видимо, готовится именно такое основание. Хотя тот же Минченко и заявил в завершении презентации доклада РАСО, что политконкуренция все-таки остается, ясно, что если избиратель не сможет отличить одну силу от другой, то он отдаст предпочтение правящей партии.

И действительно, в дискуссии приняли участие представители всех парламентских партий. От ЕР был сенатор Сергей Перминов, от КПРФ – руководитель аналитического управления партии Сергей Обухов, от ЛДПР – замруководителя фракции в Госдуме Станислав Наумов, а от «Справедливой России – За правду» (СРЗП) – первый зампред думской фракции Андрей Кузнецов. От имени «Новых людей» в ТАСС пришла замруководителя партийной фракции Сардана Авксентьева.

Как пояснил «НГ» Обухов, «любой взгляд на социологию и политологию полезен, но проблема данного доклада РАСО в том, что приведен только количественный анализ, качественного анализа страт нет». То есть, по его мнению, это анализ больше не политологический и электоральный, а маркетинговый. Потому что среди этих страт существуют слишком много пересечений, и непонятно, кого к какой группе отнести – например, семьи с детьми есть и у чиновников, и у малообеспеченных трудящихся. Журналист может входить в категорию молодежи, а курьер вполне может оказаться антиваксером. При этом хотя Обухов и согласился с тем, что общество стало более деполитизированным, он напомнил: «История показывает, что при первом же «черном лебеде» общество быстро политизируется». И у него свой подсчет «существующих Россий»: «Мы живем в обществе трех третей. Где одна – всегда за власть, другая – политизирована и протестна, а последняя треть колеблется. Но грани между ними подвижны. При деполитизации растет число сторонников власти – и колеблющиеся становятся апатичными. Однако хотя треть политизированных и протестных сократилась количественно, она всегда остается качественной группой». 

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ» о своем несогласии с тем, что сейчас общество деполитизировано. Тем более, что, по его мнению, интерес к политике обязательно проснется вместе с началом большой федеральной кампании. «Политика перестала быть публичной, но отношение к ней не стало менее эмоциональным и распространенным в гражданском обществе. Да, группа релокантов, как говорится, покинула чат, однако появилась новая мега-группа – участники и ветераны СВО. И, видимо, цель нынешнего анализа новых социальных групп заключается в том, чтобы привлечь внимание именно к ней», – подчеркнул Мухин. При этом он настаивает: представления о том, что у ЕР монополия на данную группу, не более чем иллюзия: «Люди, возвращающиеся с фронта, имеют разные политические взгляды. И у всех пяти парламентских партий есть шанс усилить – или ослабить – свои позиции за их счет».

Как заметил Мухин, изначально понятие о социальных группах придумали чиновники, которые занимаются распределением бюджета, то есть из Минфина, но в итоге оно попало и к политологам. Однако сам он считает необходимым придерживаться традиционной классификации социальных групп, которая требует наличия четких критериев. «Например, понятие «семья с детьми» действительно слишком многогранное. Допустим, раз ими всеми занимается государство, то по идее они должны голосовать за партию власти, но есть многодетные матери, которые поддерживают и КПРФ. Поэтому нужно учитывать не один, а совокупность признаков, позволяющих выделить социальную страту, чтобы потом можно было бы прогнозировать ее электоральное поведение», – пояснил «НГ» Мухин.


Читайте также


Коммунисты уступают ЛДПР ответ на русский вопрос

Коммунисты уступают ЛДПР ответ на русский вопрос

Дарья Гармоненко

В левопатриотическом блоке КПРФ спорят об электорате партии для выборов в Госдуму

0
1188
КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

Дарья Гармоненко

События октября 1993 года левые пытаются актуализировать для современного электората

0
2036
Для Госдумы-2026 собрали дюжину инструментов

Для Госдумы-2026 собрали дюжину инструментов

Дарья Гармоненко

Пятипартийную конфигурацию парламента подстрахуют семь малых политструктур

0
2101
Сергею Тихановскому надоело быть талисманом

Сергею Тихановскому надоело быть талисманом

Дмитрий Тараторин

В США семейная пара лидеров белорусской оппозиции публично вступила в спор друг с другом

0
2393

Другие новости