0
6740
Газета Политика Интернет-версия

21.08.2017 00:01:00

Беженцев в России меньше тысячи

Тэги: беженцы, статус, временное убежище, мигранты, правозащита


беженцы, статус, временное убежище, мигранты, правозащита В миграционных службах страны многочисленным соискателям убежища чаще всего не слишком рады. Фото РИА Новости

Правозащитники из комитета «Гражданское содействие» подготовили доклад, в котором они утверждают, что в России статус беженца фактически никому не предоставляется. Получить его удалось лишь нескольким сотням человек. Остальным претендентам чиновники в легализации отказывают и отправляют прочь из страны.

По официальной информации, Россия в 2016 году по приему беженцев заняла пятое место в Европе после Турции (2,9 млн), Германии (669 тыс.), Франции (546 тыс.) и Швеции (230 тыс.), разместив на своей территории около 230 тыс. человек.

Правозащитники недоумевают, откуда могла взяться такая цифра. На самом деле, на начало этого года в стране официально зарегистрировано лишь 598 человек со статусом беженца. Восемь из них прибыли из Азербайджана, 292 – из Афганистана, 34 – из Грузии, один – из Киргизии, семь – из Таджикистана, 18 – из Узбекистана, 48 – из других стран.

По словам правозащитников, в официальных СМИ происходит «подмена понятий», когда за беженцев выдаются люди, которые могут получить в России лишь временное убежище. Однако этот статус необходимо ежегодно продлевать, что наши власти, кстати, делают с большой неохотой. Сейчас получивших убежище в РФ 228 тыс. – из них 226 тыс. приехали из Украины, чуть больше 1000 – из Сирии, 417 – из Афганистана.

Общепринятое употребление слова «беженец», объяснили правозащитники, не совпадает с юридическим понятием этого термина, который дает, например, соответствующая международная Конвенция, ратифицированная Россией. «Сегодня мы называем беженцами и тех, кто безуспешно пытается попасть в процедуру обращения за убежищем, и тех, кто получил отказ, и тех, кто его обжалует, и тех, кто лишен убежища или утратил его, и тех, кто обжалует решения о лишении или утрате», – говорится в докладе «Гражданского содействия».

Правозащитники утверждают, что на самом деле нынешние показатели по приему в беженцы «ничтожны» для России. В 2016-м этот статус получили лишь 39 человек, тогда как самая малая страна Евросоюза – Мальта в прошлом году признала беженцами в 4 раза больше приезжих. По оценкам ООН, всего в мире этого статуса добиваются почти 23 млн человек, еще 3 млн ищут временное убежище. Кстати, на начало 2000-х и в России было зарегистрировано более 240 тыс. беженцев, то есть в 400 раз больше, чем сейчас. В 2015-м, после начала конфликта в Украине, их было уже около 800 человек, и треть из них, по уверениям правозащитников, – это бежавшие чиновники и сотрудники спецподразделений. Вот они – примерно 300 человек из 5 тыс. – его и получили.

Остальные сотни тысяч обычных украинцев сумели добиться только статуса временного убежища. То есть фактически им просто разрешали некоторое время побыть на территории России, однако никаких социальных обязательств у государства перед этими людьми не возникало. «Убежище предоставляется на год, затем человеку надо опять входить в процедуру и ждать непредсказуемого ответа миграционных служб. Часто и без каких-либо понятных причин временное убежище не продлевается». Кстати, до событий в Украине, говорится в докладе, временное убежище предоставлялось крайне редко.

Также власти не хотят содействовать обустройству находящихся в РФ беженцев, говорится в докладе комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной.

В нем есть и данные на первую половину 2017 года: «Более чем в 50 регионах России на учете органов миграции не состояло ни одного беженца. Так, во всем Дальневосточном федеральном округе (9 регионов) на учете состояло всего 6 человек, в Уральском (7 регионов) – 4, а в гигантском Сибирском федеральном округе (12 регионов) – ноль».

Оформить пребывание в России, по данным доклада, мешает множество бюрократических преград – «от различных и порой изощренных препятствий при попытках подать ходатайство о признании беженцем до барьеров на пути реализации права на обжалование отказов».

Основная причина исчезновения из России беженцев, отмечено в докладе, – это отсутствие жесткой политической установки: «По личному указанию сверху миграционное ведомство оказывается способным принять существенные группы беженцев, как это происходило с гражданами из двух восточных областей Украины. Когда же такого указания нет, то ведомство произвольно может отказать в любом виде убежища». Например, с 2011 года о статусе беженца ходатайствовало примерно 2 тыс. сирийцев, но получил его только один человек.

Сегодня перед приезжими возникла еще одна проблема – угроза выдворения. Если прежде эта процедура применялась в основном к трудовым мигрантам, то теперь под нее регулярно пытаются подогнать и беженцев с разными статусами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
908
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1557
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1802
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1284

Другие новости