0
10846
Газета Политика Интернет-версия

05.05.2021 09:39:00

Трансфер Кудрина

Что стоит за дискуссией о политическом будущем главы Счетной палаты?

Тэги: власть, правительство, кудрин, счетная палата


власть, правительство, кудрин, счетная палата Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»

За последние недели страны Запада, кажется, исчерпали весь арсенал средств давления на Россию, если говорить о чисто дипломатических инструментах. Американское посольство прекратило выдачу виз на территории России. Европарламент принял резолюцию, в которой речь идет о полной заморозке активов «олиграхов», отключении России от SWIFT и эмбарго на покупку наших углеводородов. Чехия из относительно лояльного члена ЕС превратилась в агрессивного оппонента наподобие Польши. Словом, отпраздновали 100 дней Байдена на посту президента с небывалым размахом.

Подобное обострение должно заканчиваться либо серьезным военно-политическим кризисом типа Карибского, либо «разрядкой». Первый вариант исключать нельзя, но быстрое снятие напряженности в Донбассе со стороны как России, так и НАТО показывает, что прямо сейчас стороны к эскалации такого уровня не готовы. Для «разрядки» же нужна как минимум новая внешнеполитическая стратегия Белого дома. И, несмотря на беспрецедентно жесткую за последние десятилетия риторику, такие варианты прорабатываются.

Об этом, в частности, заявил в понедельник госсекретарь Энтони Блинкен: «мы не стремимся к эскалации [двусторонних отношений], мы бы предпочли иметь более стабильные, более предсказуемые отношения». Возможно, какого-то прогресса удастся достичь даже на российско-американском саммите, которой Байден предлагает провести в ближайшие месяцы в Европе. Но это все тактические мероприятия.

На более глубоком уровне США продолжают рассматривать смену режима в России как стратегическую цель в области национальной безопасности. Им важнее договориться не с Путиным, а с тем, кто будет после Путина. То есть сделать ставку на соответствующего интересам США политика и поддерживать его там, где это возможно.

Долгое время в роли такого политика рассматривался исключительно Алексей Навальный, но, кажется, в США готовы признать ошибочность такой стратегии. По крайней мере, такие акценты сделаны в нашумевшей публикации The National Interest. Ее автор, Профессор Айван Саша Шихан — исполнительный директор Школы общественных и международных отношений Университета Балтимора, представляет один из значимых think-tanks, близких к Демократической партии. Конечно, он может быть свободнее и откровеннее в своих оценках, чем официальные лица, обязанные действовать по правилам «холодной войны».

Так вот, профессор Шихан напоминает, что ключевую роль в демонтаже советской системы сыграли не диссиденты, такие как Сахаров или Солженицын, а руководители КПСС – Горбачев и Ельцин. И что одними санкциями желаемых целей Штатам не добиться: «Чтобы стабилизировать двусторонние отношения, официальные лица США должны мыслить долгосрочно и держаться такой российской стратегии, которая рассматривает авторитарный режим как серьезную угрозу — как это было на пике советского влияния. Как ни трудно с этим смириться, но расчетливые действия России диктуются стратегическими соображениями и рациональными решениями».

Рациональной стратегией США, по мнению автора The National Interest, была бы ставка не на открытого критика режима Навального, а на фигуру из близкого круга Путина. Проблема в том, что найти такую фигуру сложно: старые либералы практически отлучены, а новое поколение политиков консолидировано вокруг Путина и патриотического консенсуса, во многом усилиями самого Запада, который с помощью санкций закрыл им любые альтернативы.

Но и тут есть фигура, которая отвечает американским интересам и при этом достаточно интегрирована как в публичную российскую власть, так и в ближний круг президента. Это Алексей Кудрин. Профессор Шихан перечисляет его достоинства: приверженность идеалам свободного рынка, умение проводить жесткую монетарную политику, важная роль в команде Путина на протяжении многих лет и уважение со стороны элит, включая силовиков (тут американский профессор, пожалуй, преувеличивает).

Тут важно понять, имеем ли мы дело просто с идеями и пожеланиями, либо с «подсвечиванием» уже реализуемой стратегии. Конечно, мы не может знать, что происходит в Белом доме, но публичная и отчасти кулуарная активность Кудрина у нас на виду.

И надо сказать, что ее высокая интенсивность с акцентами как на противодействии коррупции, так и на защите либеральных ценностей выглядит крайне необычно и рискованно в нынешней общественно-политической ситуации.

Используя должность главы Счетной палаты, Кудрин на площадке Совета Федерации (и не только) заявлял о системных проблемах и ставил под сомнение достижение целей, поставленных президентом. Одновременно он рассказывал о многомиллиардных хищениях в различных ведомствах, например, в Роскосмосе. Правда, заявления редко перетекают в реальные действия по возврату утраченных денег в бюджет, но для публичной политики громкие высказывания бывают важнее. При этом Кудрин оказался единственным высокопоставленным госслужащим, который открыто высказался против закона о просветительской деятельности, хотя этот акт очевидно находится в тренде по ограничению любого западного влияния на внутреннюю политику.

Как результат, о Кудрине начали говорить как о значимой фигуре в трансфере власти, чего ранее не наблюдалось примерно никогда. Рассматриваются два сценария: кресло премьера либо глава пролиберальной фракции в Госдуме. Возможен и некий гибрид: фракция в парламенте как трамплин на должность вице-премьера (у «Единой России» будет большинство, и эта партия едва ли утвердит Кудрина председателем правительства).

Так или иначе, Кудрин остается последним представителем либералов, включенным в контур внутренней политики и имеющим доступ к центру принятия решений. Поэтому логично, что он рассматривается как удобный переговорщик накануне возможного трансфера власти в России. Теоретические основания такой стратегии, отсылающие ко временам перестройки и распада СССР, уже сформулированы и опубликованы в крупном американском издании. А публичная активность самого Кудрина и дискуссий вокруг его фигуры в российских элитах говорят, что он готов к роли «кандидата от Вашингтона».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
1056
ВЦИОМ готов к трехдневной войне экзитполов

ВЦИОМ готов к трехдневной войне экзитполов

Иван Родин

Будущее социологии определят интернет-боты, которые участвуют в опросах уже сейчас

0
2742
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4302
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
7782

Другие новости