0
4433
Газета Политика Печатная версия

31.10.2021 20:32:00

Власть хочет знать, кто, где и почем живет в России

В процедуре регистрации приезжих усилят фискальную составляющую

Тэги: мвд, гувм, политика, миграция, фиктивная регистрация, жилищные права, прапвозащита


мвд, гувм, политика, миграция, фиктивная регистрация, жилищные права, прапвозащита Фото REUTERS

Руководству Главного управления МВД РФ по вопросам миграции (ГУВМ) направлен пакет предложений по итогам дискуссии на круглом столе «Как преодолеть неизбежность фиктивной регистрации, которой вынуждены пользоваться и иностранцы, и россияне». Правозащитники настаивают на том, чтобы регистрация для всех стала автоматической процедурой, максимально развязанной со сферой жилищных прав. Это и создаст условия для того, чтобы государство всегда знало, кто и где живет. Но ГУВМ полагает, что еще надо знать – и почем, а потому в своем варианте упрощения имеет в виду фискальную составляющую. Так, саморегистрация мигрантов без спроса собственников помещений позволит выявить тех, кто не хочет платить налога.

Организаторы обсуждения из Форума переселенческих организаций, собравшие круглый стол в рамках проекта «Право на родину», который реализуется на средства президентского гранта, предлагают, чтобы их инициативы по реформе института регистрации, так же как и планы самого ГУВМ, прошли серьезную экспертную проработку. Получившийся в итоге вариант документа, дескать, в дальнейшем и следует продвигать совместными усилиями.

Правозащитники настаивают на максимально расширенном перечне оснований для регистрации, чтобы не было ни одного человека, который не смог бы зарегистрироваться по месту настоящего проживания. Для этого следует не связывать регистрацию с жилищными правами и бюрократическими требованиями вроде законности вселения в помещение, получения согласий третьих лиц, нормативов площади и т.д. Надо установить и возможность оформления человека в любом помещении, необязательно в жилом, а также по фактическому адресу работодателя, если работник строит новый микрорайон, проводит полевые работы, устраняет последствия стихийного бедствия, то есть живет в вагончиках.

Бездомных вообще предлагается регистрировать по адресу местных подразделений ГУВМ или муниципальных администраций, что облегчит в том числе и планирование для них пунктов обогрева, дезинфекции или питания. Причем последний порядок уже применяется в районах Крайнего Севера в отношении кочевых народностей.

Саму процедуру регистрации правозащитники хотят сделать по-настоящему уведомительной, то есть без решений паспортной службы, а также сужающей по максимуму личное взаимодействие, то есть по почте, через портал «Госуслуги», терминалы в пунктах массового прибытия иностранцев. Как заметила, скажем, представитель «Содружества казахстанцев России» Алена Соколова, миграционные чиновники не хотят принимать во внимание, что у большинства приезжих в РФ нет пресловутой принимающей стороны. А большинство арендодателей не желают «прописывать» у себя не только иностранцев, особенно с семьями, но и меняющих место жительства россиян. Люди по этой причине вынуждены регистрироваться фиктивно, а значит, платить взятки. В противном случае они получают поражение в социальных правах. По мнению правозащитницы Татьяны Котляр, спрос на фиктивную регистрацию был бы заметно ниже, если бы не нарушались права самих россиян из-за отсутствия у них постоянной прописки. Она рассказала конкретные случаи, когда переселенцы, уже ставшие гражданами РФ, не смогли оформить его своим детям, поскольку те без наличия постоянной регистрации «не могут считаться постоянно проживающими в РФ». «Без прописки» не получить пособий, трудно устроиться на работу, а пожилым, даже с российскими паспортами, претендовать на назначение пенсии.

Участники круглого стола, например, поинтересовались у чиновников, а что делать людям, которых не ставят на учет без справки от участкового, подтверждающей, что те действительно проживают по указанному адресу? Но участковые зачастую отказываются от выезда на такие проверки, ссылаясь на отсутствие соответствующего запроса из ГУВМ, либо приходят в такое время, когда никого нет дома, то есть действуют формально. А в результате людей могут обвинить в предоставлении ложных сведений. В ГУВМ настаивали, что все это не более чем раздуваемые единичные случаи.

Регистрационный учет давно не выполняет своих функций, институт нуждается в реформировании, заявил «НГ» руководитель проекта «Право на родину» Форума переселенческих организаций Евгений Бобров. Но со стороны Минтруда и МВД звучат возражения на инициативы общественников. Например, как можно регистрировать мигрантов в бытовках – дескать, из-за плохих условий начнутся заболевания вплоть до различных эпидемий. Другой аргумент, кстати, весьма показательный: если позволить гастарбайтерам регистрироваться в непригодном для проживания жилье, то почему надо отказывать очередникам из местных жителей? А это, мол, может привести к всяческим злоупотреблениям. По словам Боброва, предположения данного рода беспочвенны, так как «регистрация и миграционный учет – это лишь оформление проживания, которое производится после вселения и не предоставляет нанимателю права на жилье». Сам этот учет правозащитники предлагают отвязать от регулирования миграционных процессов и вообще от законности пребывания иностранцев в РФ. И оформлять регистрацию абсолютно всем там, где кто живет. Так, между прочим, еще можно подсчитать и незаконно находящихся приезжих, после чего требовать от них легализации в России или выдворять из нее, заметил Бобров. И тогда это позволит следовать главной цели миграционного учета – контролю за всеми находящимися в стране иностранцами.

По его мнению, сейчас превалируют интересы силовых ведомств, которые стоят за всей миграционной политикой, «ликвидируя зачатки добрых инициатив, с которыми согласно ГУВМ». Уменьшив его штат и превратив оформление миграционных документов из бесплатной государственной функции в платное оказание посреднических услуг, власти усиливают коррупциогенность данной сферы. В ГУВМ же всегда заявляли, напомнил Бобров, что ведомство заинтересовано «в надежной работе по отлаженным процедурам, а не в коммерциализации».

ГУВМ поделилось с общественностью и некоторыми своими планами. Возможно, будут расширены категории граждан, которые смогут ставить приезжих на миграционный учет, и, видимо, будет что-то вроде саморегистрации последних. То есть при наличии договора найма наниматель сможет зарегистрировать себя самостоятельно на соответствующий срок, причем без участия собственника. По мнению Боброва, так и надо поступать в тех случаях, когда человек сдает жилье для проживания и не удосужился зарегистрировать квартирантов, хотя по закону обязан это сделать. Так что он, по сути, не возражает против тех инициатив, которые имеют явный фискальный подтекст. Ведь большинство россиян, сдающих жилье как внутренним, так особенно и внешним мигрантам, стараются делать это в черную. А значит, не платят налогов, вот государство и решило посмотреть в эту сторону повнимательнее. 

Как напомнил «НГ» доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Михаил Бурда – бывший сотрудник Федеральной миграционной службы, ничто не мешает россиянам из условного Белгорода трудоустраиваться в Москве, не имея московской регистрации, даже на госслужбу. При этом существует институт временной регистрации для тех граждан РФ, которые выезжают в иной регион более чем на три месяца. Но проверить в реальности, был ли человек за это время у себя дома в условном Воронеже, не представляется возможным. Что касается программы по переселению соотечественников, то там регистрация и проживание в конкретном субъекте РФ являются инструментом ее проведения. За это переселенец и получает положенные выплаты – и он добровольно под этим подписался. Широкие предложения правозащитников, считает Бурда, вообще дезавуируют идею миграционного контроля внутри страны. «Регистрация на стройках и в полевых вагончиках криминализирует миграционную сферу, сразу расцветут фирмы-однодневки, которые оприходуют этот процесс. И мы перестанем даже приблизительно знать, сколько и где у нас мигрантов, не сможем отслеживать их перемещение между субъектами РФ», – настаивает эксперт. По его словам, общественники правы, когда говорят, что отсутствие регистрации автоматически переводит мигранта в нелегалы: «Это так и есть. Если мигрант нарушает законодательство, он должен понимать для себя все последующие риски. Если же он считает миграционный закон РФ «неправильным», то можно пожелать такому приезжему трудоустроиться в тех государствах, миграционный режим которых ему более подходит». Бурда считает, что о трансформации института регистрации уместно говорить как о цифровизации этого процесса для граждан России, а «в отношении иностранных граждан упрощать уже дальше некуда, так что уходить от имеющихся принципов и механизмов нецелесообразно, однако их тоже надо цифровизировать». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко создает резерв для защиты государства

Лукашенко создает резерв для защиты государства

Дмитрий Тараторин

В ожидании выборов белорусские силовики формируют дополнительные подразделения и заводят новые уголовные дела

0
1501
Без правых популистов немецким политикам не обойтись

Без правых популистов немецким политикам не обойтись

Олег Никифоров

"Альтернатива для Германии" может стать рукопожатной партией

0
1302
Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Анастасия Башкатова

0
2481
Западу дано время обдумать «план победы» Зеленского

Западу дано время обдумать «план победы» Зеленского

Геннадий Петров

США и Украина определяют стратегию дальнейших действий в конфликте с РФ

0
2200

Другие новости