0
3830
Газета Политика Печатная версия

09.11.2021 20:45:00

Госдума одобрила план по обнулению Федерации

Закон о единой публичной власти депутаты будут шлифовать до конца года

Тэги: закон, публичная власть, госустройство, конституция


закон, публичная власть, госустройство, конституция Павел Крашенинников считает, что создание единой системы власти продиктовано обновленной Конституцией. Фото с сайта Государственной думы РФ

Госдума одобрила проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Для подготовки второго чтения выделен месяц, значит, есть намерение принять документ до конца года. Депутатам предстоит аврал, хотя большая часть закона вступит в силу лишь с 1 января 2023 года. Однако с середины 2022-го должны заработать как раз те главы, которые унифицируют нынешнее госустройство. А для положений, которые усиливают полномочия Центра, и вовсе предусмотрено незамедлительное применение. После прошлогоднего обнуления президента сейчас под прежним лозунгом заботы о народе то же самое происходит с Федерацией, на очереди – местное самоуправление. И уже очевидно, что иные обнуления еще впереди.

Большинством в 317 голосов нижняя палата 9 ноября, как и ожидалось, поддержала в первом чтении инициативу сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова. 66 депутатов проголосовали против реорганизации нынешнего государственного устройства страны, которое считается федеративным, в пресловутую единую систему публичной власти, 12 человек решили воздержаться.

Указание на такую систему стало одной из главных спящих норм так называемой Конституции 4 июля, введенной в действие в прошлом году. Теперь внесенную тогда поправку пришла пора реализовывать в полной мере. И логично, что сделать это Кремль поручил тем же Клишасу и Крашенинникову – приемным отцам-основателям обнуленного Основного закона. Главе комитета Госдумы по госстроительству на заседании 9 ноября была предоставлена возможность выступить с долгим докладом. Из него, правда, особых новостей почерпнуть не получится: Крашенинников не сделал практически ни одного аванса ко второму чтению.

Кроме, может быть, обещания переписать в текст проекта действующие положения об устройстве сложносоставных субъектов РФ вроде Архангельской или Тюменской областей, которые включают в себя автономные национальные округа. Требование же к унифицированному названию должностей руководителей регионов, по словам Крашенинникова, отменено не будет. В его выступлении, кстати, прозвучало подтверждение прежним подозрениям: эта часть законопроекта была своего рода ложной мишенью. Депутат напомнил, что вообще-то запрет именоваться президентами главам субъектов РФ действует давно. Однако в медиапространстве инициатива Клишаса–Крашенинникова маркируется именно этим решением.

На самом же деле законопроект, как уже неоднократно писала «НГ» (см. номера от 02.11.21, 25.10.21, 04.10.21 и 27.09.21), нацелен на дефедерализацию и вдобавок к этому – демуниципализацию Российской Федерации. И поэтому о нем можно говорить как о дальнейшем обнулении Конституции, в первых неизменяемых главах которой данные принципы демонстративно сохраняются. Депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков, представляя негативную позицию своей фракции, заметил, что вроде бы прошлогодний конституционный плебисцит довел концентрацию власти в руках президента до предела, но оказалось, что еще нет. Но коммунисты не очень внятно спросили Крашенинникова о ст. 60 из главы 9 его проекта, где указывается на возможность организовать публичную власть в региональных столицах на особых условиях. Левые решили, что это касается муниципалитетов, на что единоросс уклончиво ответил, что, мол, новая версия закона о местном самоуправлении еще только пишется, представлена она будет не ранее конца года. Между тем ст. 60 сформулирована более широко: «Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти… на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ». Стоит отметить, что по смыслу текста имеется в виду конкретный закон по данному предмету, а вовсе не законодательство о МСУ. И говорится здесь о всей системе публичной власти, на самом верху которой располагается президент. А еще особый порядок управления может быть введен и на арктических территориях. Их границы очертят в другом особом законе – и не окажется удивительным, если там речь пойдет о доброй половине страны, которая таким образом перейдет в руки федерального Центра.

Кстати, следует заметить, что из перечня глав законопроекта Клишаса–Крашенинникова, которые имеют разные сроки вступления в силу, хорошо заметно, что в этом тексте для Кремля является главной целью, а что – своего рода отвлекающим маневром. Например, главы о распределении полномочий между тремя уровнями власти и социально-экономической основе деятельности регионов будут введены в действие с 1 января 2023 года. Казалось бы, что забота об интересах граждан, под лозунгом о которых и проводится данная реформа, должна была заставить власть посильнее торопиться. А якобы наиболее спорные части закона об организации власти в регионах заработают с 1 июня 2022 года. Сразу же начнут действовать глава 1, где написано, что вся публичная власть подчиняется президенту, глава 6, сокращающая возможности участия субъектов РФ в законодательной деятельности федерального уровня, а также глава 10. Она называется «Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов, входящих в единую систему публичной власти в субъектах РФ» и предоставляет широкие права не только прокуратуре, но и всей совокупности проверяющих ведомств руководить регионами по направлениям своей деятельности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заставляет бояр обриться

Заставляет бояр обриться

Сергей Трубачев

Библиофилы изучили редкие издания эпохи Петра Великого

0
110
Кодекс об иноагентах укажет на начало зимы

Кодекс об иноагентах укажет на начало зимы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Борьба властей с внешним вмешательством по традиции идет внутри страны

0
979
Об отношении граждан к иноагентам

Об отношении граждан к иноагентам

Россияне поддерживают закон, с которым знакомы очень поверхностно

0
931
Новый закон "О гражданстве РФ" создаст проблемы тем, кто был россиянином по старому закону

Новый закон "О гражданстве РФ" создаст проблемы тем, кто был россиянином по старому закону

Александра Докучаева

Тяжкий путь на родину

0
2372

Другие новости