0
7454
Газета Политика Печатная версия

07.11.2024 20:13:00

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

Тэги: правосудие, гуманизация, оправдательные приговоры, статистика, обвинительный уклон


правосудие, гуманизация, оправдательные приговоры, статистика, обвинительный уклон Обвиняемых из СИЗО доставляют в суд и отвозят обратно исключительно в наручниках. Фото агентства «Москва»

Статистика Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ за половину 2024 года показывает, что российская Фемида работает стабильно. При всех разговорах и даже законах о гуманизации правосудия оправдательные приговоры составили 0,26%. По-прежнему судами удовлетворяется 9 из 10 ходатайств следствия об арестах. Жалобы граждан на работу правоохранителей находят поддержку в 4% случаев. Но этот обвинительный уклон сложился не сам по себе, он выстроен на жестких требованиях о стабильности судебных решений.

Суддеп отчитался о работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие. Не произошло изменений показателя о числе вынесенных оправдательных приговоров. Ими закончились 900 дел из 346,9 тыс. рассмотренных, это 0,26%.

Примечательны цифры и по такому показателю, как рассмотрение судами жалоб граждан на действия должностных лиц органов предварительного расследования и дознания. Как сообщает Суддеп, из оконченных 51,1 тыс. производств удовлетворено только 2 тыс., то есть всего 4%. По словам советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвера Гаспаряна, это свидетельствует о том, что судебный контроль над досудебной стадией заметно ослаблен.

Он также заметил, что, судя по статистике Суддепа, судьи в 88% случаев удовлетворяют ходатайства следователей о заключении под стражу. То есть, подчеркнул Гаспарян, очевидно, что суды «не меняют своих привычек и склонны сажать обвиняемых в СИЗО, а вот альтернативные меры пресечения используют нечасто». Например, если самая строгая мера была применена 40,9 тыс. раз, то домашний арест – только 3,7 тыс. раз, запрет определенных действий – 2,8 тыс. раз, а залог и вовсе всего лишь 37 раз. И помимо этого в 97% случаев суды соглашаются с продлением срока содержания под стражей. «Данные печальные показатели наблюдаются в течение длительного времени и показывают перекошенный баланс публичных и частных интересов», – пояснил Гаспарян.

Как констатировала адвокат московской коллегии адвокатов «СЕД ЛЕКС» Вероника Полякова, показатель числа оправдательных приговоров уже давно не превышают 1%. Полугодовая статистика 2024-го продолжает «демонстрировать обвинительный уклон». Потому что в большинстве случаев суды кладут в основу приговоров обвинительные заключения, не слышат аргументы стороны защиты и не всегда хотят разбираться в доказательствах невиновности. В некоторых уголовных делах это можно увидеть наглядно. С чем это связано, однозначного ответа нет, сказала «НГ» Полякова, скорее тут присутствует совокупность факторов: «Так сложилась многолетняя судебная практика, на суды большая нагрузка, вот и нет возможности вникать в каждое дело, ну и всегда проще взять то, что уже принес в суд следователь и что подписал прокурор».

Чтобы исправить данную ситуацию, считает она, судьям нужно не бояться реакции системы и выносить оправдательные приговоры, но зачастую они именно что боятся. Ведь вышестоящие инстанции отменяют такие приговоры, а это портит показатели конкретного служителя Фемиды. Например, его могут заподозрить в коррупции, искоса посмотрят и зададут вопросы коллеги по судейскому корпусу. И потому судьи начинают забывать, что за каждым приговором стоит человеческая жизнь, а об этом нужно помнить всегда в том числе и им, и прокурорам, и следователям, заявила Полякова.

В свою очередь, адвокат адвокатского бюро ZKS Адвокатской палаты Москвы Алексей Лямин – соведущий рубрики «Уголовное судопроизводство» на сайте ФПА обратил внимание «НГ» именно на стабильность показателя по арестам до суда. Из года в год это примерно 90% удовлетворения ходатайств следователей. Еще более суровый процент показывают апелляционные инстанции: решения о взятии под стражу отменяются менее чем в 3% случаев. «А когда эта мера избрана, по ней уже высказались суды двух инстанций, то продлевать ее еще проще. Поэтому тут удовлетворяется уже 97% ходатайств при понимании, что в вышестоящих судах решения устоят с вероятностью почти в 99%», – подчеркнул Лямин. И он назвал главную, по его мнению, причину: основным критерием для оценки деятельности судов является стабильность их решений. «И так уж повелось, что решения, принятые в пользу стороны обвинения, более стабильны. Вот и выходит, что решения в пользу стороны защиты, наоборот, автоматически делают их менее стабильными, а значит, менее предпочтительными для судей», – подытожил Лямин.

Отмечаемая и правозащитниками, и адвокатским сообществом, и теоретиками права диспропорция обвинительных и оправдательных приговоров – это давняя проблема отечественного уголовного процесса, подтвердил «НГ» завкафедрой уголовного права Воронежского госуниверситета, член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Воронежской области Андрей Кудрявцев. Он заметил, что, по мнению многих специалистов, это в том числе и следствие ведомственной привычки к почти императиву ушедшей эпохи: «Раз дело дошло до суда с обвинительным заключением, то такой результат продолжительной и кропотливой работы никак не может привести к оправданию подсудимого». По его словам, «к сожалению, преодолеть инертность системы, воспринимающей в качестве допустимого только обвинительный вердикт, крайне тяжело, но, безусловно, необходимо». Однако, настаивает Кудрявцев, оценивая соотношение итоговых судебных актов, нужно иметь в виду и тот факт, что до суда просто не доходят, прекращаясь на стадии предварительного расследования, те дела, в которых основания для будущего оправдания устанавливают как раз следователи или надзирающие прокуроры.

Он также призвал к объективному анализу сохраняющегося приоритета жестких мер пресечения из тех, что предусмотрены в УПК. Это необходимо делать на основании оценки соответствующей статистики в динамике, подчеркнул Кудрявцев: «При этом нужно учитывать не только соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных ходатайств о заключении подозреваемых или обвиняемых под стражу, но и изменение их абсолютного количества. А подобные цифры вполне могут указывать и на смягчение подходов следствия и суда». Одновременно он сказал «НГ», что продолжающиеся усилия законодателя по гуманизации уже вызывают критику со стороны ученых. Они задаются вопросом об обоснованности льгот в применении мер процессуального принуждения к отдельным категориями, например предпринимателям. 


Читайте также


Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1776
В России сокращается потребление чистого алкоголя

В России сокращается потребление чистого алкоголя

Михаил Сергеев

Треть граждан сейчас реже покупают вино

0
2575
Трудовые резервы России прячутся в тени

Трудовые резервы России прячутся в тени

Ольга Соловьева

Меры по включению потенциальных работников в экономику подготовят к 2026 году

0
3447
Хороший Уголовный кодекс применяют плохо

Хороший Уголовный кодекс применяют плохо

Екатерина Трифонова

Гуманизация нужна не столько в законах, сколько в силовом и судебном аппарате

0
2331

Другие новости