0
3070
Газета Политика Печатная версия

07.09.2025 19:42:00

Жалобы на действия судов поступают снаружи и изнутри

Граждане ругают бюрократию, сотрудники аппарата – условия своего труда

Тэги: суд, судебная власть, бюрократия, жалобы


суд, судебная власть, бюрократия, жалобы Административно-технические условия судопроизводства часто вызывают обращения и пожелания с мест. Фото со страницы Суздальского районного суда в «ВКонтакте»

С начала до середины 2025 года в Судебный департамент при Верховном суде (ВС) РФ поступило более 2 тыс. жалоб или обращений граждан по организации работы судов и действиям сотрудников аппарата правосудия. Как считают эксперты «НГ», это свидетельствует о целом ряде ключевых проблем. Снаружи – со стороны общества идут претензии, например, к недостаточной прозрачности системы и излишней ее бюрократизации. А изнутри – со стороны самих аппаратчиков систему критикуют за нерешенные кадровые, жилищные и финансовые вопросы.

Судебный департамент при ВС РФ сообщил, что за второй квартал 2025-го получил 1028 обращений граждан. В первом квартале их было чуть больше – 1176. Почти половина писем касалась организации работы судов, ведения делопроизводства и действий работников судебного аппарата.

И только в 137 случаях граждане направили жалобы процессуального характера, связанные с рассмотрением их дел. По результатам рассмотрения обращений по 48% из них представлены разъяснения, 42% заявлений Судебный департамент переправил в другие госорганы по их компетенции. 5% обращений были оставлены без ответов, поскольку ранее таковые уже были даны по существу по аналогичным вопросам, а во вновь поступивших «не было иных доводов или обстоятельств».

В итоге во втором квартале были подготовлены и направлены в общей сложности 1,3 тыс. ответов, уведомлений и писем в госорганы, организации и должностным лицам, говорится в отчете Судебного департамента. И в этом документе есть данные, позволяющие оценить, какие темы волнуют людей и юридических лиц. Наиболее же интересными выглядят сведения о большом количестве жалоб на организацию работы судов и действия сотрудников аппаратов как снаружи, так и изнутри системы правосудия.

Как напомнил «НГ» советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин, Судебный департамент при ВС РФ не является органом судебной власти, его задачи – это организационное обеспечение деятельности судов. То есть действия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера. «Гражданам стоит понимать, что их обращения в этот орган, которые касаются непосредственно судебного производства, не рассматриваются. О чем и свидетельствует статистика – 90% жалоб либо направлены по компетенции, либо по ним даны разъяснения». Он назвал это правомерным, что Судебный департамент «никаким образом не может реагировать на предполагаемые нарушения при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел». То есть в его компетенцию не входит то, что происходит непосредственно в зале суда в ходе процесса. Тогда как то, что делается на входе в здания судов, обстановка в коридорах, работа сайтов и т.д., как раз и представляет собой предмет ведения этого ведомства.

Адвокат Адвокатской палаты Москвы Екатерина Тютюнникова заметила, что статистика жалоб может свидетельствовать о системных трудностях в административной части функционирования судебной системы. Это неудовлетворительная организация делопроизводства, задержки в работе, возможные проблемы с вежливостью и профессионализмом персонала. «Такой объем обращений указывает на то, что для граждан важно не только качество судебных решений, но и общее отношение к ним в процессе взаимодействия с судом», – заметила адвокат. Также понятно, почему значительное число обращений касается вопросов, напрямую связанных с рассмотрением дел. Это, по ее мнению, может указывать на не очень высокое доверие к объективности судов или на неудовлетворенность вынесенными решениями. Впрочем, подтвердила Тютюнникова, подобные жалобы часто выходят за рамки компетенции Судебного департамента, поскольку касаются сути судебной власти, а не ее административного обеспечения.

При этом особое внимание привлекает интерес граждан к ситуации с информатизацией судебной системы: подаче документов в электронном виде, размещению решений в интернете и доступу к подобным данным, заметила она. А это, дескать, отражает растущие ожидания населения по большей прозрачности правосудия. Граждане хотят видеть современную, цифровую судебную систему, ориентированную на доступность и открытость. Если же немалое количество обращений связано и с социальными вопросами: обеспечением сотрудников жильем, материально-техническим оснащением судов, финансированием, то, считает Тютюнникова, скорее всего эти жалобы исходят от работников самой системы или причастных к ней лиц. Что, по ее мнению, указывает «на наличие внутренних проблем в обеспечении базовыми условиями труда и жизни». И, конечно, может прямо или косвенно влиять на уровень эффективности работы судов. То есть внутри системы существует потребность в решении кадровых, жилищных и ресурсных вопросов.

Однако хорошо уже то, что Судебный департамент поддерживает в целом прозрачность системы, давая письменные ответы на обращения, предоставляя ссылки на открытые источники статистики и проводя очные приемы граждан. Такая активность в информационном взаимодействии с обществом, по словам Тютюнниковой, позволяет частично сглаживать острые углы и укреплять доверие граждан к институту правосудия. Потому что у населения, очевидно, есть запрос на улучшение качества административной работы судов, а также на справедливость и эффективность в рассмотрении судебных дел. А вся статистика вместе указывает на необходимость комплексного подхода к реформированию как организационного, так и процессуального аспекта работы судов в ходе открытого диалога с обществом.

Адвокат московской коллегии адвокатов «Вердиктъ» Юлия Мухина сообщила «НГ», что она вместе с доверителями обращалась в суд, к примеру, с жалобами на ускорение сроков рассмотрения дела и на передачу материалов из первой инстанции в апелляционную. А в одном из дел она столкнулась с технической неисправностью сайта судов общей юрисдикции, когда карточка дела была заблокирована. Поэтому не было возможности изменять даты судебных заседаний, отслеживать движение дела и добавить сведения о том, что решение по нему вынесено. И хотя жалобы пришлось подавать неоднократно, «в целом мы получали ответы, и вопрос, поставленный в них, разрешался». Тем не менее, подчеркнула Мухина, иногда все же приходится после направления обращения дополнительно и лично просить председателю суда оказать содействие в разрешении какой-либо проблемы. Как правило, это касалось сроков выдачи судебного акта или исполнительного листа. 


Читайте также


Путин заступается за Америку перед Европой...

Путин заступается за Америку перед Европой...

Иван Родин

Глава Верховного суда выстраивает третью власть вертикально

0
673
"Эффект Долиной" подрывает доверие к судебной системе

"Эффект Долиной" подрывает доверие к судебной системе

От власти ждут срочного восстановления справедливости

0
780
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2400
Электрическая тяга и зеленый алюминий

Электрическая тяга и зеленый алюминий

Ярослав Вилков

В Москве запустили производство инновационного речного транспорта

0
1477

Другие новости