0
3087
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.06.2008 00:00:00

Парадоксы религии

Тэги: вера, религия, книга


Вейль С. Тяжесть и благодать. – М.: Русский путь, 2008. – 266 с.

Вера не предполагает двусмысленности. Любая экзегеза выходит за рамки традиционной религии и становится частью религиозной философии, науки (религиоведения) или постмодернистской игры.

Книга известного философа и богослова ХХ века Симоны Вейль (1909–1943) опровергает подобный подход. Теолог моделирует свою картину мира на антиномиях и парадоксах. И это не поза или изощренная постмодернистская провокация еще до эпохи постмодерна. В своих построениях Вейль всегда была предельно искренна. Как, впрочем, и во всей своей жизни. Будь то увлечение левыми течениями, участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев или же работа в комитете «Сражающаяся Франция» генерала Шарля де Голля.

Симона Вейль – прямая ученица Блеза Паскаля. Точнее, его афористичных «Мыслей». Но если автор знаменитых «Писем к провинциалу» при всем своем экзистенциальном звучании («Иисус Христос пребывает в смертельных муках до конца мира: поэтому нельзя спать все это время») остается заложником веры в прогресс и связанного с ним историософского оптимизма, то Вейль – дитя века трагедии двух мировых войн и Холокоста, когда мыслишь парадоксами и «добро как противоположность злу в каком-то смысле ему равнозначно».

Парадоксы у Вейль диалектически разрешаемые. И в книге есть подобные диалектические метаморфозы. «Безграничность – испытание единого. Время – вечности. Возможность – необходимости. Изменение – неизменности». Что, впрочем, не отменяет их парадоксальности.

Вот несколько из них. Для философа сомнение – это форма богоборчества, но угодная Богу: «Из двух людей, которые не убеждались лично в существовании Бога, ближе к нему тот, кто его отрицает».

Подобным теологическим прочтением она легитимизирует и другие сферы человеческой деятельности. С одной стороны, Вейль до конца жизни отрицала социальную несправедливость, видела мистику в физическом труде, сравнивая его с таинством евхаристии, и с нескрываемой симпатией рассуждала о «совершенно невероятном будущем – идеале испанских анархистов», которое «меньше подвержено деградации и гораздо менее отличается от вечности. Если же согласиться с его невозможностью, оно перенесет нас в вечность». Считала, что грех – это «незнание человеческой нищеты». С другой – не без вызова заявляла: «Опиум народа – не религия, а революция», выявляя иллюзорность последней. Да и к войне отношение у Вейль было неоднозначное. Она считала необходимым «снова и снова прилагать усилия к тому, чтобы место насилия в мире заняло действенное ненасилие», невольно предвосхищая концепцию другого не менее великого мыслителя и политика ХХ века доктора Мартина Лютера Кинга (вспомним его знаменитое: «У меня есть мечта┘»). Вместе с тем Вейль допускала и войну, правда, при условии «сохранить в душе нетронутой любовь к жизни; но никогда не обрекать никого на смерть, если сам не согласен ее принять». Тем самым все эти сферы, а главное – идеи, лежащие в их основах, становятся «укорененными» в божественном начале.

И это очень важно для сохранения самих идей. Ведь «после гибели идеи остаются трупы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
450
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости