0
5358
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.03.2015 00:01:00

Как поссорились два философа

Тэги: философия, религия, эмиграция, православие, церковь


философия, религия, эмиграция, православие, церковь

В.В. Зеньковский. Из моей жизни: Воспоминания. 

– М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; Книжница, 2014. – 464 с.

Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) известен главным образом давно уже ставшей классической книгой «История русской философии». Вместе с тем он много занимался психологией и педагогикой. Публикуемые мемуары Зеньковского показывают, что он не отделял свои научные интересы от веры, стремясь включить их в религиозное служение.

В частности, как педагог Зеньковский выступил активным создателем, а затем и руководителем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Оно возникло в эмиграции при непосредственной поддержке солидной международной Ассоциации молодых христиан (YMCA). Движение стремилось помочь юным эмигрантам сохранить религиозную и культурную идентификацию, не дать им раствориться в культурах стран рассеяния.

Одновременно Зеньковский стремился на религиозной основе, в том числе и при помощи РСХД, объединить политически раздробленную эмиграцию. Жизнь показала, что прав был не Зеньковский, а епископ Евлогий (Георгиевский), возразивший ему: «Если здесь, за молитвой, вы видите людей разных убеждений (Бердяев и другие – с другой стороны генерал Миллер), то вне молитвы они сами никак не могли бы высидеть полчаса за одним столом».

Впрочем, как явствует из воспоминаний Зеньковского, за одним столом и ему самому бывало трудно сидеть с Бердяевым. Если внимательно читать «Историю русской философии», то можно заметить, что глава, посвященная Николаю Александровичу, написана с плохо скрываемой неприязнью к автору «Экзистенциальной диалектики божественного и человеческого».

Причина ссоры была следующая: в 1922 году у руководства YMCA возникла идея объединить религиозно-философскую академию Бердяева с РСХД. Один из руководителей движения Густав Кульман вел по этому поводу переговоры с Зеньковским. Как только они завершились, в тот же вечер Зеньковский поехал к Бердяеву, чтобы уведомить его о встрече и спросить, «в каких пределах, в каком направлении он считает возможным внести изменения в работу религиозно-философской академии». Естественно, Бердяев был очень взволнован решением, принятым за его спиной, и вскоре встретился все с тем же Кульманом. Парадоксальна реакция Зеньковского на слова Кульмана, удивленного тем, что о совещании стало известно Бердяеву: «Я сказал, что академическая корректность требовала это от меня». Представляется, что академическая корректность требовала совсем другого – изначального присутствия на совещании Бердяева. В случае же отказа со стороны Кульмана пригласить философа Зеньковский должен был просто прекратить переговоры. Так что обида Василия Васильевича на «недоверие», «а одно время и недоброжелательность» к нему знаменитого философа представляется абсолютно несправедливой.

Интересны портреты таких знакомых Зеньковскому религиозных деятелей, как митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Сергий (Королев) или протопресвитер Александр Шмеман. Вспоминал автор мемуаров и о философах Льве Шестове, Павле Новгородцеве, Иване Ильине, а также о писателях и литературоведах Дмитрии Мережковском, Борисе Зайцеве, Альфреде Беме.

Так, Ильин «был очень красив, высокого роста, широкоплечий, ярким взором он сразу как-то приковывал к себе». Одновременно в нем «сидел боец; ему непременно нужно было обличать кого-либо, рубить, сечь, колоть». А Зайцев, напротив, «не доходил до края, в бездны не глядел. Он слишком тихий для этого». Может быть, поэтому и талант у него порой становился маленьким, и как человек Борис Константинович Зайцев оказывался больше писателя.

К сожалению, Зеньковский, как правило, давал довольно конспективные зарисовки своих встреч, избегая детализации, которая наверняка придала бы его мемуарам дополнительную ценность. Например, касаясь своих встреч и бесед с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, он писал, что «с любопытством вслушивался в разговоры Мережковского», вспоминал, какой «интересной и умной была наша беседа» с Гиппиус. Но при этом обходил молчанием содержание бесед. Похоже, воспоминания Зеньковского – это тот случай, когда в пику известному рекламному слогану лучше говорить, чем молчать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
235
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
253
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
169
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
102

Другие новости