0
203
Газета Тенденции Печатная версия

17.06.2025 16:27:00

«Хезболла» не теряется и в джунглях

Мусульманские общины Латинской Америки и их влияние на политику региона

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: латинская америка, ислам, мусульмане, шииты, мигранты, политика, вера, хезболла, терроризм, турция, иран, ближний восток, израиль, сша, экстремизм


латинская америка, ислам, мусульмане, шииты, мигранты, политика, вера, хезболла, терроризм, турция, иран, ближний восток, израиль, сша, экстремизм Аргентинский президент в 1989–1999 годы Карлос Менем происходил из мусульманской семьи, но по политическим соображениям принял католичество. Фото Reuters

Мусульмане проживают почти во всех странах Латинской Америки, хотя их численность в большинстве этих государств не превышает долей процента населения. По оценкам, общее число последователей ислама на континенте превышает 4 млн человек (некоторые источники называют цифру свыше 6 млн). Крупнейшие общины находятся в Бразилии и Аргентине. В Бразилии проживают более 1,5 млн мусульман, а в Аргентине – около 700 тыс., что делает их крупнейшими мусульманскими конгрегациями в Западном полушарии после США. В Аргентине исторически сложилась наиболее организованная община: здесь действует Исламская организация Латинской Америки (IOLA), координирующая деятельность мусульман по всему региону.

В Мексике присутствие мусульман оценивается в несколько десятков тысяч человек, и их число растет за счет обращений в ислам среди местного населения. В Чили значительна палестинская диаспора (около 300–500 тыс. потомков иммигрантов), в основном христианская, но включает и долю мусульман. В Колумбии и Венесуэле мусульманские общины сложились из потомков мигрантов из Ливана и Сирии, а также недавних переселенцев из Южной Азии и Северной Африки. Их численность оценивается в десятки тысяч. Наконец, заметна концентрация мусульман (преимущественно ливанцев-шиитов) в районе Тройного пограничья (Бразилии, Парагвая и Аргентины). Эта зона свободной торговли привлекла много ближневосточных предпринимателей и стала своеобразным «хабом» исламской диаспоры в Южной Америке.

Распространение мусульман в регионе крайне неравномерно. В странах Карибского бассейна с наследием индийской миграции (Тринидад и Тобаго, Суринам, Гайана) мусульманские общины – старейшие и наиболее укорененные. Ислам исповедуют от 6 до 15% населения этих стран. В континентальной Латинской Америке преобладают сообщества, возникшие благодаря иммиграции арабов. Общины региона состоят как из потомков давних иммигрантов, так и из новообращенных (конвертитов). В последние десятилетия наблюдается рост интереса к исламу среди латиноамериканцев, в том числе представителей коренных народов (например, майя в Мексике, некоторые общины в Чьяпасе и афроколумбийцы в прибрежной зоне Колумбии).

Наместники диаспор

Мусульманские общины как таковые не образуют единого политического блока. Их члены распределены по всему идеологическому спектру и, как правило, участвуют в политике не под исламскими лозунгами, а на основе общегражданских позиций. Например, в Аргентине и Бразилии потомки арабских мигрантов присутствуют во всех крупных партиях – от правых консерваторов до левых перонистов – и нередко занимают противоположные политические позиции, исходя из личных убеждений и интересов.

Тем не менее существует определенное влияние на местном уровне через общинные организации и экономические связи. Мусульманские диаспоры традиционно сконцентрированы в торговле и предпринимательстве, поэтому во многих городах их представители входят в бизнес-круги, способные косвенно влиять на решения местных властей.

Общины участвуют в электоральной политике там, где они составляют заметную группу избирателей. К примеру, в Колумбии есть регионы (побережье Карибского моря, город Маикао), где живут потомки арабов и недавние мигранты из Сирии. Они сформировали локальные сети поддержки и могут оказывать влияние на результаты местных выборов, поддерживая «своих» кандидатов. Подобным же образом палестинская диаспора Чили активно представлена в бизнес-элите (семьи Сайе, Сабаг и др.) и имеет неформальное влияние на политику. В некоторых случаях выходцы из мусульманских семей сами становились политическими лидерами и лоббировали интересы общин. Так, аргентинский президент Карлос Менем (он родился в мусульманской семье и принял католицизм для избрания, поскольку того требовала Конституция) во время своего правления содействовал ближневосточным связям – при нем Аргентина первой в регионе признала независимость Палестины, а также выделила землю в Буэнос-Айресе под строительство большой мечети.

Нередко мусульманские диаспоры в Латинской Америке мобилизуются вокруг событий на Ближнем Востоке. Институты и объединения арабских иммигрантов устраивали акции солидарности по таким вопросам, как палестино-израильский конфликт, войны в Ираке и Сирии. Например, в 2014 и 2021 годах в крупных городах Бразилии, Чили и Колумбии проходили многотысячные демонстрации местных арабских общин и их сторонников против израильских военных действий в Газе, с призывами к правительствам занять пропалестинский курс. Эти протесты часто поддерживались левыми партиями и движениями, для которых тема Палестины вписывается в более общий антиимпериалистический дискурс. Таким образом, через общественное мнение и уличную политику мусульманские общины влияют на внешнеполитическую риторику латиноамериканских стран. В последние месяцы мир увидел множество выражений солидарности с Газой со стороны латиноамериканцев арабского происхождения. Подобные жесты оказывают давление на правительства, побуждая их, например, осудить действия Израиля на международной арене. Многие эксперты относят эти явления к «диаспорной дипломатии», когда община становится актором, влияющим на позицию страны проживания по вопросам, связанным с их исторической родиной.

Внутри самих латиноамериканских стран мусульманские диаспоры стараются подчеркнуть свою лояльность и вклад в общество. Они участвуют в межрелигиозном диалоге, благотворительных инициативах, организуют культурные фестивали. Все это создает «мягкую силу»: повышается узнаваемость ислама и арабской культуры, разрушаются стереотипы, а значит, и улучшается приемлемость мусульман как части многоэтнического общества. Через такие инструменты социального капиталa мусульманские общины приобретают возможность доносить свой голос до политиков наряду с другими группами. Например, когда в некоторых странах всплывают законопроекты, затрагивающие религиозную свободу или иммиграцию, мусульманские организации выступают с заявлениями, налаживают контакты с парламентариями.

11-11-2480.jpg
Мусульмане Бразилии в нужный момент
проявляют солидарность с мировой уммой. 
Фото Reuters
Ближневосточные ветры

Мусульманские общины Латинской Америки поддерживают давние и прочные связи со странами своего исторического происхождения. Эти транснациональные связи проявляются на нескольких уровнях.

Многие семьи арабского происхождения в Латинской Америке сохраняют контакты с родственниками на Ближнем Востоке. Осуществляются регулярные визиты в Ливан, Сирию, Палестину, особенно после облегчения визового режима. Денежные переводы также играют роль: латиноамериканская арабская диаспора поддерживала своих близких на родине в трудные времена. Например, во время экономического кризиса в Ливане (2019–2021) из стран Латинской Америки поступала значительная финансовая помощь ливанским семьям. Еще раньше, в годы гражданской войны в Сирии, диаспора активно собирала средства для беженцев и пострадавших. Кроме того, арабские бизнес-сети между Латинской Америкой и Ближним Востоком способствуют двусторонней торговле – от экспорта латиноамериканского мяса халяль в мусульманские страны до инвестиций ближневосточной диаспоры в проекты на родине.

Страны Ближнего Востока, особенно с большим влиянием в исламском мире, на протяжении десятилетий выстраивали культурное присутствие в Латинской Америке. Например, Иран и арабские государства Персидского залива открывали в столицах латиноамериканских стран культурные центры, спонсировали строительство мечетей и отправку имамов. Саудовская Аравия финансировала Исламский центр в Буэнос-Айресе и ряд мечетей поменьше. Иран со времени Исламской революции 1979 года реализует стратегию «экспорта идеологии» в Западное полушарие: Тегеран наладил культурные и образовательные программы (в 2010-е годы действовали десятки иранских культурных центров от Каракаса до Буэнос-Айреса), запустил испаноязычный спутниковый телеканал HispanTV, предлагает стипендии для обучения латиноамериканских мусульман в иранских религиозных школах. Турция в последние годы через Управление по делам религии (Диянет) финансирует некоторые мечети (например, в Гаване на Кубе и Боготе в Колумбии).

Арабские диаспоры стали важным ресурсом для стран Ближнего Востока в международной политике. Политические лидеры периодически совершают визиты в Латинскую Америку, стремясь заручиться поддержкой диаспоры. Например, президент Ливана (2016–2022) Мишель Аун и палестинский лидер Махмуд Аббас совершали турне по странам региона, встречаясь с общинами эмигрантов и призывая их выступать «народными послами» родины. Диаспора выполняет роль адвоката интересов арабских стран на международной арене. Так, латиноамериканские арабы лоббировали признание независимости Палестины – в 2010–2013 годы целый ряд правительств (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и др.) официально признали Государство Палестина. В ООН и других форумах латиноамериканские дипломаты арабского происхождения (к примеру, в 2013 году посол Колумбии в ООН была представительницей ливанской диаспоры) способствуют учету ближневосточной перспективы. Более того, политики на Ближнем Востоке пытаются опереться на диаспору для влияния на политические процессы на родине. В период ливанских выборов кандидаты из разных лагерей ездят за поддержкой к ливанцам Бразилии и Аргентины, собирая пожертвования на кампании. Таким образом, не только Латинская Америка реагирует на события на Ближнем Востоке, но и ближневосточные политики учитывают фактор диаспоры в своих стратегиях.

Через диаспору элементы ближневосточной политической культуры проникают в Латинскую Америку и наоборот. Уже в середине XX века латиноамериканский популизм оказывал влияние на арабский мир. Например, перонизм в Аргентине отчасти вдохновил арабский национализм (вплоть до симпатии египетского президента Насера к Перону). В наше время исламские политические движения также находят отклик среди части латиноамериканской уммы. Отдельные группы, особенно молодежь, в 2011–2012 годы с энтузиазмом следили за событиями арабской весны. Победа исламиста Мухаммеда Мурси на выборах в Египте вызвала празднования в бразильских мусульманских кругах.

Отдельно следует упомянуть активность Ирана и проиранских сил (таких как ливанская «Хезболла») в Латинской Америке, поскольку они используют локальные мусульманские общины как опору для расширения геополитического влияния. С начала 2000-х годов Иран существенно нарастил присутствие, опираясь на союзнические режимы левопопулистского толка (так называемый Розовый поток в Латинской Америке). Тегеран наладил тесные связи с правительствами Венесуэлы, Никарагуа, Боливии, Кубы – всех тех, кто позиционирует себя как антизападный альянс.

Иранские официальные лица и военные фигуры не раз посещали регион, иногда вызывая дипломатические скандалы. Так, в январе 2022 года на инаугурации президента Никарагуа Даниэля Ортеги почетным гостем был иранский вице-президент Мохсен Резаи, находящийся в международном розыске по делу о теракте 1994 года в Аргентине, – и это вызвало ноту протеста от Буэнос-Айреса. Подобные инциденты демонстрируют, что союзники Ирана в регионе готовы игнорировать запросы правосудия в угоду политическим связям. Иран же рассматривает Латинскую Америку как плацдарм рядом с границами США, откуда удобно вести подрывную деятельность против Вашингтона.

Террористические ячейки на «сиесте»

Хотя подавляющее большинство мусульман Латинской Америки мирно интегрированы в общество, регион периодически привлекает внимание в связи с деятельностью ближневосточных экстремистских групп, особенно ливанской шиитской организации «Хезболла». Группировка присутствует в Латинской Америке с начала 1980-х годов, опираясь на эмигрантские сети и сочувствующих из числа ливанской диаспоры. За десятилетия «Хезболла» выстроила разветвленную сеть как минимум в 12 странах – от Мексики на севере до Аргентины на юге. Долгое время эта сеть занималась преимущественно сбором средств и подпольным бизнесом для финансирования своей деятельности на Ближнем Востоке. Однако она также продемонстрировала способность проводить террористические операции: наиболее разрушительные – взрывы израильского посольства в Буэнос-Айресе в 1992 году и еврейского культурного центра AMIA там же в 1994 году, в которых погибли в общей сложности 114 человек.

Ключевым оплотом «Хезболлы» в регионе считается уже упомянутое Тройное пограничье. Город Сьюдад-дель-Эсте (Парагвай) с приграничными зонами соседних стран давно получил славу полуавтономной территории с высоким уровнем контрабанды и слабым контролем – условия, которые «Хезболла» использовала для базирования своих оперативников и логистики. Именно здесь планировались и координировались детали терактов 1990-х годов.

Лишь недавно власти смогли раскрыть сеть спящих агентов. В октябре 2024 года аргентинская полиция официально обнародовала имя и фотографию лидера «Хезболлы» в Латинской Америке Хусейна Ахмада Караки, ныне проживающего в Ливане. Выяснилось, что Караки начиная с 1990-х годов занимал пост руководителя внешней безопасности организации и координировал ряд террористических планов. По данным на 2023–2024 годы, он не только не отошел от дел, но и продолжил активность: Караки был идентифицирован как мозговой центр покушений на израильские объекты в Бразилии, предотвращенных бразильской федеральной полицией в ноябре 2023 года в ходе операции «Trapiche». В том же аргентинском докладе упоминалось, что Караки планировал взорвать здание в Боливии (этот теракт тоже был сорван), а также связан с неудавшимися атаками в Колумбии, Перу и других странах. Такие данные показывают, что террористическая инфраструктура, заложенная 30 лет назад, остается в готовности и может активироваться при соответствующих обстоятельствах.

Кроме Караки в финансовом крыле латиноамериканской сети «Хезболлы» известен клан Баракат. Его глава Ассад Ахмад Баракат, считавшийся одним из крупнейших теневых финансистов организации, был арестован в Бразилии в 2018 году, но, как сообщается, опять замечен на свободе. В 2024 году власти Аргентины предупредили о возможной активности «Хезболлы» в чилийском порту Икике, когда там обнаружили следы Бараката.

Латинская Америка для «Хезболлы» – в первую очередь источник финансов и тыловая база, а не театр постоянных операций. После 1990-х вплоть до 2010-х не было крупных терактов, приписываемых исламистам, за исключением попытки взрыва у посольства Израиля в Уругвае (2017) и нескольких случаев подозрительной активности. Однако ситуация начала меняться в связи с обострением на Ближнем Востоке. В ноябре 2023 года – всего через месяц после начала войны Израиля с ХАМАС в Газе – бразильские органы безопасности при содействии «Моссада» арестовали в Сан-Паулу двух человек по обвинению в подготовке терактов против еврейских целей.

Почему «Хезболла» нашла опору в регионе? Иран долгие годы покрывал до 70% бюджета организации, однако международные санкции и давление на Тегеран заставляют искать альтернативные финансовые потоки. Латинская Америка с ее разветвленной преступной экономикой стала идеальной платформой. «Хезболла» выстроила связку «теракт – криминальный конгломерат»: сотрудничает с местными наркокартелями, участвует в перевозке кокаина и последующей легализации средств через торговлю (известна схема с отмыванием миллионов долларов через продажу подержанных автомобилей в США). Вовлечение в эти нелегальные бизнесы решает несколько задач сразу: диверсификация источников дохода помимо иранских денег, создание конспиративных каналов (подпольная логистика, маршрут для перемещения агентов) и налаживание связей с организованной преступностью, которые можно задействовать для операций.

Кроме «Хезболлы», в Латинской Америке эпизодически отмечалась активность и других исламистских элементов. Так, в англоязычной части Карибского бассейна известен случай вооруженного мятежа группы «Джамаат аль-муслимин» (запрещенная в РФ террористическая организация) в Тринидаде и Тобаго в июле 1990 года. Радикальные исламисты даже на несколько дней захватили парламент и брали в заложники членов правительства, требуя внедрения строгих норм шариата. Этот путч провалился, но стал первым в современном Западном полушарии проявлением джихадистского экстремизма. В 2010-е годы на фоне подъема ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) небольшое число уроженцев Тринидада, Гайаны и Суринама отправились на Ближний Восток воевать за «халифат», что также указывает на наличие радикального подполья в Карибском регионе. В испаноязычных странах случаев выезда боевиков в Сирию или Ирак почти не зафиксировано.

В целом правоохранительные органы латиноамериканских государств в последние годы стали серьезнее относиться к угрозе исламского экстремизма. Аргентина еще в 2019 году официально признала «Хезболлу» террористической организацией (первой в регионе), Парагвай и Гондурас вскоре сделали то же. Бразилия активно сотрудничает с США и Израилем по обмену разведданными о «Хезболле», хотя сама пока не имеет законодательства о внешних террористических организациях. В 2023 году Конгресс США рассмотрел законопроект No Hezbollah in Our Hemisphere Act («Нет Хезболле в нашем полушарии»), призывающий Госдепартамент усилить противодействие сети в Латинской Америке. Все эти усилия указывают на растущую настороженность: долгое время присутствие ближневосточных боевиков оставалось для региона «невидимой угрозой», но вскрытие имен вроде Караки или Бараката сделало ее очевидной.

Исламизация не грозит?

Воздействие мусульманских общин и связанных с ними ближневосточных акторов на политику Латинской Америки ощущается и в международных делах. Тегеран через тесный союз с Венесуэлой и дружеские отношения с Кубой, Никарагуа, Боливией пытается сформировать проиранский блок на «заднем дворе» США.

Некоторые латиноамериканские правительства принимают контрмеры. Аргентина стала лидером в регионе по противодействию иранскому влиянию: помимо признания «Хезболлы» террористической организацией Буэнос-Айрес активно добивается арестов иранских чиновников, ответственных за взрыв AMIA (через Интерпол, но пока безуспешно). Аргентинские спецслужбы внимательно следят за шиитскими общинами и с середины 2010-х годов ежегодно проводят учения по предотвращению терактов. Парагвай несколько раз арестовывал и экстрадировал фигурантов финансовых схем «Хезболлы», несмотря на коррупцию и угрозы в приграничье. Бразилия долгое время отрицала наличие у себя террористических ячеек, но в 2023-м прецедент с операцией против шиитской группировки стал сигналом к пересмотру политики безопасности.

Сами мусульманские общины региона в большинстве своем осуждают экстремизм и стараются дистанцироваться от радикалов. Лидеры суннитских организаций в Аргентине и Бразилии публично выражают солидарность с жертвами терактов. В Бразилии имамы, представляющие многочисленную сирийско-ливанскую общину, неоднократно подчеркивали, что они не поддерживают «Хезболлу», а считают себя частью бразильского общества. Однако шиитские общины, особенно в Фос-ду-Игуасу, исторически питали симпатию к этой организации как к «силе сопротивления» Израилю. После арестов 2018–2023 годов внутри диаспоры возникло напряжение: часть людей опасается усиления надзора и стереотипизации мусульман как «террористов».

Активность исламских сил в Латинской Америке привела к любопытной ситуации: страны региона, традиционно далекие от ближневосточных конфликтов, сейчас вовлечены в них косвенно. На их территории разыгрываются эпизоды противостояния Израиля и Ирана (в виде шпионских операций, таких как аресты агентов, наблюдение за посольствами). Фактор мусульманских общин повлиял на внешнюю политику латиноамериканских стран: многие из них лавируют между экономическим сотрудничеством с США/Европой и дружбой с Ираном/арабскими странами. Аргентина, пытаясь добиться правосудия по делу AMIA, вынуждена сохранять жесткую линию в отношении Ирана (хотя при прошлых правительствах были скандальные попытки «замять» дело в обмен на торговые сделки). Бразилия же в рамках движения неприсоединения стремится поддерживать отношения со всеми – президент Лула да Силва возобновил контакты с Тегераном. Такая многовекторность – характерная черта латиноамериканской дипломатии, где прагматизм часто перевешивает идеологию.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Израилю не нужны посредники в конфликте с Ираном

Израилю не нужны посредники в конфликте с Ираном

Геннадий Петров

Трамп предлагает режиму аятолл капитуляцию вместо переговоров

0
674
Тегеран готовят к опустошению

Тегеран готовят к опустошению

Игорь Субботин

Высокие темпы атак на Иран быстро истощат оружейные запасы Израиля

0
629
Китай стал рекордсменом по росту ядерного арсенала

Китай стал рекордсменом по росту ядерного арсенала

Владимир Скосырев

Военная мощь КНР помешает Соединенным Штатам защитить Тайвань

0
405
Кананаскис обнажил разногласия в "большой семерке"

Кананаскис обнажил разногласия в "большой семерке"

Юрий Паниев

Кремль поддержал Трампа в вопросе исключения России из G8

0
429

Другие новости