0
2135
Газета Регионы России Интернет-версия

30.05.2005 00:00:00

Хранитель лесного народа

Тэги: владыкин, удмурия, удмурты, история


владыкин, удмурия, удмурты, история Ученый-этнограф Владимир Владыкин знает все о вере удмуртского народа.
Фото Александра Нелюбина

Один из самых известных людей Удмуртии этнограф профессор Владимир Владыкин не просто любит свой народ, он умеет говорить и писать о нем. Владыкин создает фундаментальную удмуртскую этнографию. В своей книге «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» он систематизировал неизвестные факты из прошлого удмуртского народа.

Владимир Емельянович вырос в поселке Кез, где лежат истоки Камы и живут в глухих лесах кержаки-староверы. И когда сельский паренек, выпускник Можгинского педучилища, поступил в МГУ на исторический факультет, он и не знал о такой дисциплине, как этнография. Правда, путь в эту науку был извилистым, так как мешала многосторонняя одаренность: с юности Владимир пробовал писать стихи, прозу, благодаря красивому певческому голосу во время учебы в МГУ даже выступал в Колонном зале Дома союзов в одном концерте с эстрадными звездами той поры – Майей Кристалинской, Аллой Иошпе и Стаханом Рахимовым. Был вхож в семью Самуила Маршака, который познакомил его с Георгием Свиридовым, Львом Кассилем, Александром Твардовским. Последний советовал: «Забирай документы из МГУ и поступай в Литературный».

Мог стать профессиональным переводчиком и ездил в этом качестве в Индию и Афганистан. Его брали на работу в ООН. Но Владимир выбрал этнографию. «И не жалею, – твердо говорит профессор. – Это – наука о народах во всех их проявлениях. Что может быть интереснее?»

В итоге в шестидесятые годы Владыкин оказался первым и единственным ученым-удмуртом, который занялся этнографией своего народа. У каждого народа есть нечто, представляющее всеобщий интерес. По убеждению Владыкина, у удмуртов это уникальная глубинная философия жизни. Оказалось, у удмуртов сохранилось языческое мировоззрение, вписанное в природное и социальное окружение. Почти гармония. Удмурты – лесной народ, который живет в Приуралье между Волгой и Камой, как явствуют раскопки, несколько тысячелетий. Лес, зона рискованного земледелия сыграли огромную роль в его формировании и выживании.

Народ этот уникален и тем, что сохранил остатки воршудно-родовых комплексов. Это может пролить свет на потерянные традиции других народов. Неспешный ритм жизни лесных людей законсервировал многое. Удмуртский язык архаичен. Он очень сложный. Это агглютинативный (склеивающий) язык, в отличие от европейских – флексивных, строящихся на окончаниях и приставках. Например, удмуртское слово «сюлэмшугъяськонъесы» переводится как «мои сердечные затруднения». Не говоря уже о 18 падежах и огромном числе спряжений глаголов.

Удмурты по численности населения среди финноугров России занимают второе место после мордвы. Не зря писал Сергей Есенин: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди». Мордовско-чудское, финноугорское для России очень серьезное, фоновое, субстратное явление, на котором развивается русская культура. И чем дальше мы уходим в глубь веков, тем более паритетные отношения между культурами видим.

Потом начался какой-то слом. Развитие финноугорских этносов, и удмуртов в частности, замедляется, зато делают рывок славяне. Лев Гумилев заметил, что каждый этнос, как человек, рождается, развивается, умирает. «Не думаю, что удмурты исчерпали свой жизненный ресурс, – говорит этнограф. – Мы оказались между славянско-христианским и тюркским мирами с нашей языческой сущностью, и нам предложено было вписаться в новые условия. Процесс идет трудно. Христианизация привела к двоеверию. У удмуртов, как и у многих северных народов, отсутствует специальный фермент, который поглощает алкоголь, и потому они склонны к алкогольной зависимости. И все же мы сохранились. Исчезли гунны, печенеги, сарматы и многие другие народы. Мы же сберегли свое имя, язык, обычаи, культуру».

Владимир Емельянович может говорить о своем народе долго и с упоением, здесь и сказывается его литературный дар: «Любой народ – это уникальное подарочное издание природы и культуры, он как звезда на небе. Когда одна погаснет, могут не заметить. Но, по большому счету, на небе становится темнее. И потому нужно относиться бережно к каждому. Грустно, когда уходит человек. Когда уходит народ – это страшно».

Но белых пятен в удмуртской этнографии еще много. Доктор исторических наук Владимир Владыкин считает, что хорошо бы разобраться хотя в таком «простом» вопросе, как самоидентификация. Почему один человек считает себя удмуртом, а другой нет. Кстати, почти все книги Владыкина написаны как минимум на двух языках – на русском и удмуртском.

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
379
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
431
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
380
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
422

Другие новости