0
1859
Газета Регионы России Интернет-версия

12.09.2012 00:00:00

Мегапроекты вместо экологии

Тэги: нефть, промышленность, модернизация, экология


«Со следующего года нефтеперерабатывающие заводы России прекратят выпуск бензина и дизельного топлива стандарта Евро-2, освоив производство нефтепродуктов более высокого качества. Использование топлива класса Евро-3 и выше позволит существенно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, что будет способствовать улучшению экологической обстановки», – с этих слов начинались статьи о топливном рынке и в 2008, и в 2010 годах... Наступал Новый год, звенели бокалы, но перемен в нефтяной отрасли так и не происходило.

Решение о скором переходе страны на Евро-3 было озвучено уже не раз. Однако выяснялось, что некоторые нефтяные компании не уложились в срок, отведенный на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, и не готовы выпускать топливо с пониженным содержанием вредных веществ. Компании, отстающие от графика, объясняли, что отказ от низкосортного топлива приведет к дефициту на АЗС, поскольку другое топливо они производить не могут. Понимая, к каким последствиям может привести дефицит топлива, правительство соглашалось предоставить дополнительное время на обновление производственных мощностей.

Если в 2008 году топливо Евро-2 еще не выглядело полным анахронизмом, то сейчас его можно воспринимать как что-то вроде кассетного магнитофона или пленочного фотоаппарата. Автопарк в России стремительно обновляется. Даже отечественные автозаводы начали выпускать машины, для которых требуется топливо Евро-3 и Евро-4, а иностранные производители давно ориентируются на Евро-5. Низкосортное топливо не только приводит к ускоренному износу деталей автомашин, но и вредит здоровью людей. Понимая, что пора принимать серьезные меры, государство обязало нефтяные компании принять так называемое четырехстороннее соглашение, в подписании которого наряду с производителями нефтепродуктов приняли участие Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС.

Впрочем, не все компании дожидались сурового окрика со стороны регулирующих органов. ЛУКОЙЛ, Башнефть, ТНК-BP обновили НПЗ даже с опережением графика. В Москве использование топлива класса ниже Евро-3 было запрещено еще во времена, когда городом управлял Юрий Лужков. Московский НПЗ, управляемый «Газпром нефтью», с 2007 года обеспечивает город качественным бензином. Нижегородский завод ЛУКОЙЛа начал поставлять топливо Евро-3 еще в 2006 году. Модернизация заводов продолжалась, и на сегодня предприятия указанных выше компаний освоили нормы Евро-4 и Евро-5.

Казалось бы, в этот раз отказ от Евро-2 пройдет без накладок. Однако в конце августа заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что компании «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» не укладываются в согласованные ранее сроки модернизации НПЗ и просят правительство в очередной раз скорректировать план ввода топливных стандартов. При этом компания «Роснефть» является одним из крупнейших производителей автобензина в стране. Особую остроту нынешней ситуации придает тот факт, что Россия синхронизировала сроки перехода на топливо высоких экологических классов с партнерами по Единому экономическому пространству – Белоруссией и Казахстаном. «Для России создание Единого экономического пространства является проектом, которым она очень дорожит, потому что он позволяет России оставаться региональным лидером. Компании, которые обращаются в правительство с просьбой о пересмотре (четырехсторонних) соглашений, серьезно подводят российское руководство в целом», – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

В ежегодном государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», подготовленном Минприроды РФ весной 2012 года, в IV части содержится еще один упрек в адрес некоторых НПЗ, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. В докладе говорится, что на долю НПЗ «Роснефти» приходится 24,4% от общего объема вредных выбросов в атмосферу.

«Если правительство проявит твердость и мы наконец-то перейдем на более высокий класс топлива, это не только будет позитивно для качества жизни граждан, так как значительно улучшит экологическую обстановку в городах, но и подтолкнет модернизацию всей отрасли. Я категорически против того, чтобы была дана очередная отсрочка. Те компании, которые проявили активность и взяли на себя ответственность, давно сумели модернизировать свои предприятия и уже выпускают топливо Евро-5», – заявил член Совета Федерации, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.

Данные обзора финансового состояния и результатов деятельности «Роснефти», размещенные на сайте компании, позволяют подсчитать, что задолженность компании превысила 20 млрд. долл., увеличившись за год на 81%. Обремененная долгами, «Роснефть» тем не менее проводит, по мнению экспертов, расточительную политику. Компания, вероятно, увлеклась крупномасштабными дорогостоящими проектами, которые окупятся в лучшем случае лишь через десятилетия. Это и строительство НПЗ в Китае стоимостью 5 млрд. долл., и строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке, развитие там шельфовых проектов общей стоимостью 70 млрд. руб., и проект строительства нового НПЗ в Подмосковье, оцениваемый в 7 млрд. долл.

Но при этом незаметны заботы о самом насущном – о здоровье населения. Руководители «Роснефти» словно забывают об экологии городов, а соблюдение Технического регламента, четырехсторонних соглашений, призванных снизить вредное воздействие на человека и окружающую среду, вероятно, отходит на второй план.

В то же время проблемы с оборудованием на действующих мощностях часто становятся причиной сверхнормативных выбросов. В середине июля жители Комсомольска-на-Амуре ощутили сильный неприятный запах. Как сообщалось на сайте губернатора Хабаровского края (07.09.12), комиссия по чрезвычайным ситуациям все-таки выяснила, что источником ядовитых газов является Комсомольский НПЗ, входящий в структуру «Роснефти». А Экологическая вахта по Северному Кавказу периодически публикует на своем сайте сведения о противостоянии жителей Туапсе и сотрудников предприятий «Роснефти» в городе.

«У «Роснефти» как у крупнейшей российской нефтяной компании специфичные задачи. Она стремится к сохранению лидерства и дальнейшему наращиванию влияния как в России, так и за ее пределами. Вспомните проекты в Арктике, желание купить половину ТНК-ВР, строительство НПЗ в Московской области плюс проект строительства НПЗ в Китае. На все это нужны большие деньги. Конечно, в этой ситуации модернизация своих НПЗ в России явно не входит в число приоритетных задач, понятно желание менеджеров компании максимально растянуть во времени инвестиции в модернизацию переработки, делая ставку на продвижение в других сферах бизнеса», – пояснил журналу «Эксперт» директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.

От крупнейшей российской нефтяной компании, к тому же находящейся под контролем государства, граждане вправе ожидать иной расстановки приоритетов. Ведь платить по долгам будет государство, а значит, в конечном счете мы с вами. Но если уж платить все равно придется, хорошо бы при этом хотя бы не задыхаться от выхлопных газов по устаревшим регламентам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2551
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3168
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2346
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4155

Другие новости