Фото Reuters
Калмыкия и Атырауская область Казахстана соперничают за право разместить на своей территории крупнейший в Прикаспийском регионе нефтехимический комбинат. Для Степной республики этот проект является одним из приоритетных, так как позволит создать тысячи рабочих мест, получить источник крупных налоговых платежей, а также изменить экономическую систему региона.
Проект строительства нефтехимического комбината стоимостью 4,5 млрд долл. продвигает компания ЛУКОЙЛ. Комбинат должен стать центром переработки газа, добываемого на Хвалынском месторождении в северной части Каспия. По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии Николая Очирова, нефти здесь на сумму около 200 млрд долл., газа – порядка 150 млрд долл. в ценах 2013 года.
Освоением Хвалынского месторождения на основе соглашения о разделе продукции занимаются правительство России и Каспийская нефтегазовая компания (КНК). Для переработки и очистки хвалынского газа и необходим нефтехимический комбинат. По словам Очирова, существуют два варианта его строительства. Первый, казахский, предполагает, что газ с месторождения будет вывозиться для очистки в Атырау, а затем реализовываться в Казахстане и Китае. Второй, калмыцкий, вариант предусматривает вывоз углеводородного сырья в поселок Артезиан Черноземельского района Степной республики.
«Оба варианта предполагали, что конечным потребителем хвалынского газа станет Китай, и в этом случае, конечно, было бы естественно построить перерабатывающий комбинат в Казахстане, как говорится, ближе к заказчику, – прокомментировал ситуацию «НГ» политический эксперт Павел Голод. – Однако с декабря 2015 года ситуация изменилась – было принято решение, что торговлей газом с Китаем будет заниматься «Газпром». КНК же было разрешено сбывать газ на российской территории. В таком случае нефтехимический комбинат становится логичнее строить в Артезиане».
По словам Николая Очирова, «территория Калмыкии выгодна инвесторам проекта, поскольку вблизи поселка Артезиан проходит железная дорога, а также пролегают все необходимые для врезки коммуникации «Газпрома».
Впрочем, по информации «НГ», спор между калмыцкой и казахстанской сторонами по поводу привлекательного инвестиционного проекта еще не завершен. «Скорее всего эта история будет тянуться весь нынешний год, – предположил источник «НГ» в правительстве Калмыкии. – Окончательный выбор площадки остается за нефтяниками».
В Элисте оптимизма в отношении артезианского проекта не теряют, так как республиканские власти и нефтяники уже несколько лет реализуют совместные проекты по транспортировке энергоносителей, а также разработке Цекертинского месторождения в Черноземельском районе. По словам Очирова, «примерно через 5–7 лет там ожидается серьезная добыча газоконденсата – примерно до 1,5 млрд куб. м в год».
В октябре 2014 года в Степной республике появилась также трубопроводная компания «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть-Калмыкия». По словам республиканских чиновников, «она должна будет заниматься вопросами транспортировки углеводородного сырья с каспийских морских месторождений». «Когда проект выйдет на полную мощность, то около 400 млн руб. будут ежегодно поступать в бюджет республики за транспортировку нефти через территорию Калмыкии, – заявил Николай Очиров. – Плюс два вида налогов – на прибыль и имущественный, которые будут поступать в бюджет региона за добычу газоконденсата на Цекертинском месторождении».
Пока же калмыцкий бюджет получает реальные деньги только за транзит нефти по магистрали Каспийского трубопроводного консорциума: 270-километровый калмыцкий участок нефтепровода из казахстанского Тенгиза в Новороссийск приносит республике солидные суммы, в том числе в виде различных социальных платежей.
«Сегодня начинается соревнование лоббистских возможностей Элисты и Атырау, которые, несмотря на падение цен на нефть, прекрасно понимают, что сидение на нефтегазовой игле и ее обслуживание – занятие по-прежнему крайне приятное и выгодное. Для Калмыкии нефтегазовые проекты и вовсе могут стать основой принципиально новой региональной экономики, что имеет важнейшее значение в период острого экономического кризиса», – считает политический эксперт Светлана Колосова.
Элиста