0
939
Газета Антракт Интернет-версия

03.12.2004 00:00:00

Отражения в осколках кривого зеркала

Тэги: рихтер, чтения


рихтер, чтения Две инфанты и трое мужчин.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

29 ноября в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывали 24-е по счету «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Задуманные Рихтером почти четверть века назад и давно получившие статус международного фестиваля, в этом году «Вечера» начались с вернисажа выставки «Пабло Пикассо: отражения – метаморфозы» и музыкальной премьеры. Прозвучавшая для истинных ценителей истинного искусства камерная симфония Димитрия Араписа «Пикассо-Тайны» была специально заказана греческому композитору Пушкинским музеем к открытию «Декабрьских вечеров».

«Назад к старым мастерам!» – этим лозунгом Игоря Стравинского, именно так представлявшего себе прогресс в искусстве, завершил рассказ о музыкальной составляющей грядущего фестиваля Святослав Бэлза. Пообещав слушателям «Юного Аполлона» Бриттена и «Аполлона Мусагета» Стравинского, Бэлза поразмышлял о диалогичной природе искусства XX столетия, вспомнив «Книгу Отражений» Иннокентия Анненского. Святослав Бэлза назвал ноябрьский вечер в стенах музея «праздником предвкушений».

«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в этом году объединили парадоксальное в живописи и музыке. Создать выставку из 132 работ Пабло Пикассо, в 1940-е увлекшегося переосмыслением мирового художественного наследия, помогли музей Прадо в Мадриде, парижский и барселонский музеи Пикассо, Центр Жоржа Помпиду и Государственная галерея в Штудгарте. Из этих собраний в Белый зал Пушкинского музея попали будто бы отраженные в осколках кривого зеркала сюжеты картин Кранаха, Веласкеса, Пуссена, Мане и Делакруа. Хрестоматийная «Инфанта Маргарита» Диего Веласкеса, тоже «переосмысленная» Пикассо в серо-белых тонах в цикле «Менины», была доставлена из Музея истории искусств в Вене. Оригинал Веласкеса и парафраз Пикассо соседствуют на одной стене. Отношения Пикассо с античностью на выставке иллюстрирует коллекция из 30 офортов на темы «Метаморфоз» Овидия, помещенная над парадной лестницей. Влияние «негритянского искусства» на пластический язык кубизма можно проследить там же. В разделе «Пикассо и африканская скульптура» гуаши художника сопоставлены с африканскими статуэтками.

«Метаморфозы и отражения – тема, которая всегда была близка нашему музею, а в изобразительном искусстве XX века Пикассо, пожалуй, единственный, кто воплотил ее настолько полно», – пояснила собравшимся идею выставки директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и передала слово другим гостям. За ней выступала профессор ГИТИСа художник Наталья Нестерова, которая тоже говорила о внутренней логике главной выставки сезона: «Пикассо притягивает нас сегодня, как когда-то его самого притягивали Веласкес и Кранах».

Открытие «Декабрьских вечеров» не для широкой публики собрало простых ценителей искусства и высоких гостей. На вечере выступали директор Института Сервантеса Виктор Андре и посол Франции в России Жан Кадэ, напомнивший о том, что испанец Пикассо все-таки большую часть жизни прожил во Франции. Говоря о прочности русско-французских культурных связей, господин Жан Кадэ упомянул также о недавнем проекте музея – выставке одной из самых полных коллекций французских импрессионистов из собрания Сергея Щукина – и заявил, что Пушкинский музей и лично госпожа Антонова всегда могут рассчитывать на поддержку посольства Франции. Проявил интерес к выставке и посол Германии в России господин Генрих фон Плётц. В публике были замечены мультипликатор Юрий Норштейн, тщательно сравнивающий инфант Веласкеса и Пикассо, заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса, изучавшая «10 состояний», созданные Пикассо по картине Кранаха «Давид и Вирсавия», актер Андрей Руденский.

После того как отзвучали последние аккорды оркестровой пьесы в Белом зале, гостям предложили еще раз осмотреть выставку и пригласили поднять бокал шампанского в Итальянском дворике. По музею замелькали люди с высокими ярко-красными бокалами в стиле модерн, наполненными игристым вином.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1001
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1261
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
604
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
423

Другие новости