0
1181
Газета Антракт Интернет-версия

04.02.2005 00:00:00

«Решительная московская живопись» для избранных

Тэги: третьяковка, выставка


третьяковка, выставка Адамы и Ева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Главное – вовремя и удачно припарковаться. Ибо всенародная любовь к авангардному искусству начала прошлого века порождает не только духовное единение современных интеллигентствующих масс, но и страшные пробки вокруг Третьяковки на Крымском валу. Открытие выставки «Бубновый валет» стало, пожалуй, самым громким светским событием текущей недели. Джипы и неджипы примерно в равном процентном соотношении одинаково безуспешно месили снег на подъезде к галерее, отчаявшиеся покидали автомобили и шли пешком. Так полюбоваться на программные полотна Машкова, Кончаловского, Лентулова, Фалька, Гончаровой и других «бубновалетцев», несмотря на мороз и серьезные препятствия для внедорожников, приходили телеведущая Екатерина Андреева, певец Дмитрий Маликов с женой Инной, заслуженный деятель искусств Святослав Бэлза, художница и галерист Айдан Салахова, целая группа лидеров художественного андерграунда 60-х во главе с Эдуардом Штейнбергом. А также сотни немедийных лиц, о чьем благосостоянии, как правило, свидетельствуют запахи, марки обуви, галстуки, часы, внесезонный загар, блеск драгоценностей и всячески выраженное внешне внутреннее спокойствие и несуетность, которое обнаруживает давно приобретенную возможность наслаждаться прекрасным, не думая о насущном.

Приглашения в гербовых конвертах ждали у входа послов, госчиновников, спонсоров и известных частных собирателей. В общем выглядело все вполне благообразно. А поскольку открытие носило характер закрытого VIP-мероприятия, залы Третьяковки были застрахованы от проникновения внутрь обычно скитающихся по вечерней Москве в поисках наживы в виде элитного спиртного и бутербродов с красной рыбой халявщиков, разными способами выдающих себя за приличных людей. Впрочем, они бы, наверное, разбавили подчеркнутую светскость вернисажа и внесли необходимый эпатаж, которого активно требовала эстетика «бубновалетцев». Так, напоминая собравшимся в том числе и об этом, в одном из залов демонстрировали документальный фильм «Бубновый валет» в русском авангарде», снятый в Санкт-Петербурге по заказу одного из организаторов выставки – фонда «Екатерина». Зрителей завораживала черно-белая хроника 1910-х о диспутах, переходящих в рукопашный бой.

В первых скандально известных выставках художников общества «Бубновый валет», как известно, кроме собственно творцов нового искусства и его ценителей участвовали также жандармы и, например, известный мастер публичного скандала Владимир Маяковский.

Знак своего общества молодые художники, объединившиеся для противостояния передвижникам, мирискусникам и академическому реализму, рассматривали как символ кипучей молодой крови и метку каторжника. На языке французского разговорного обихода «бубновый валет» означало также – мошенник, плут, человек, не заслуживающий уважения. В данном случае название еще и пародировало претенциозные символистские «голубые розы», «венки стефанос», «золотые руна». Новаторы высмеивали вычурность. «Мы решили: чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета»? – пишет в своих воспоминаниях Аристарх Лентулов.

Устроив переворот в русском искусстве, вписав его в европейский авангард, в обществе «бубновалетцы», исключенные из Московского училища живописи за неподчинение педагогам, возродили моду на публичное выяснение отношений. Вновь стали актуальны пощечины и дуэли. В жизни и искусстве ими культивировалось все, что могло бы стать достойной антитезой декаденству и декаденствующим, символизму и казавшейся теперь далекой от жизни вечной женственности.

Вдохновенность и мечтательность отметаются, как романтические предрассудки. Утонченность всячески пародируется – в фокусе здоровый материализм, влюбленность в плоть и кровь. Воспевается лубок, провинциальность, народная жизнь, рекламная вывеска, изобилие в любых проявлениях, трактир и ярмарка, здоровье и радость. (В мастерской одного из идеологов общества «Бубновый валет» Ильи Машкова висело объявление: «В моей мастерской место здоровым и сильным». Он же написал «Автопортрет вместе с художником П.Кончаловским», изобразив себя и коллегу в облике пышущих здоровьем культуристов, что вызвало массу недоуменных откликов на первой выставке «Бубнового валета» в 1910 г.). На полотна возвращается обнаженная натура, но пишется она вне романтического антуража и мифологических сюжетов.

«Это не живопись, а фонарь!» – сказал одному из своих учеников Валентин Серов. Максимилиан Волошин портреты и автопортреты «бубновалетцев» называл «серьезно трактованными шаржами». А Александр Бенуа видел в полотнах бунтарей «душистую дикость». Увлеченные французской художественной культурой Машков, Лентулов, Куприн, Кончаловский талантливо соединили ее с русским «примитивом». Они поклонялись Сезанну, Гогену, Матиссу и Ван Гогу, но были далеки от эпигонства, хотя современные им критики неоднократно упрекали их именно в подражательности.

Выставка в Третьяковской галерее собрала полотна «бубновалетцев», чтобы показать творчество недолго просуществовавшей группы московских художников как самостоятельное и самобытное явление русской художественной жизни, а не французское веяние, лишь предсказавшее отечественный авангард.

Московский вернисаж оказался третьим по счету за последний год открытием выставки «Бубнового валета». Первое состоялось в начале 2004 года в Монако (выставка называлась «Между Сезанном и авангардом). Второе, представлявшее расширенную экспозицию, под названием «Бубновый валет» в русском авангарде» состоялось в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.

Московской же публике в рамках выставки, называющейся просто «Бубновый валет», представлены картины из собрания Русского музея, ГМИИ имени Пушкина, музея-заповедника «Абрамцево», ряда периферийных музеев, кое-что из частных коллекций и собственно из собрания Третьяковской галереи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
863
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
690
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1071
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
813

Другие новости