0
1133
Газета Антракт Интернет-версия

08.09.2006 00:00:00

Неюбилейный вечер

Тэги: довлатов, юбилей


довлатов, юбилей Александр Филиппенко читает Довлатова.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

В Центре Мейерхольда отмечали. В самом начале сентября. Ливень был. Вечер темный, холодный, пасмурный. Гости немногословные, нарядные, но частью вымокшие. Александр Филиппенко с огромным зонтом и в уютном теплом клетчатом пиджаке выглядел, прямо скажем, по-булгаковски. Слегка мистическим таким персонажем смотрелся.

В фойе – выставка фотографий о жизни и творчестве Сергея Довлатова возвращала в не так давно минувшую реальность. В другую литературную эпоху. Красивый Довлатов, что ни говори. Высокий, чернобровый, выдающийся. А Эдуард Бояков, который на правах ведущего открывал вечер, подготовленный Международным фондом Сергея Довлатова и театром «Практика», предположил, что еще и религиозный. Довлатов – религиозный писатель. Потому что состояния героев его прозы в основном предельные, хотя слово «Бог» там вроде нигде и не упоминается. Эдуарду Боякову виднее, конечно, он ведь литературовед. В общем, предупредил всех ведущий, мол, хотим избежать опасности уйти в юбилейный вечер: «Чтобы не вышло так, что каждый будет говорить не о писателе, а о себе – просто почитаем Довлатова». И почитали.

Чтецы были разные. И Петр Вайль выходил, и Гоша Куценко, и Татьяна Друбич, и Ингеборга Дапкунайте. У нее всех трогательнее почему-то выходило за довлатовских женщин читать. Прибалтийские тонкости, должно быть. Актрисы с советским прошлым все норовили трагедию сыграть, на разрыв аорты что-нибудь. А у Довлатова все просто. Грустно и просто. Герои сидели на сцене, слова друг другу не передавали, а так и читали по очереди. Было смешно. Потому что довлатовские тексты смешные.

А еще Довлатов не сценичен, ну так нам с фотокором «НГ» показалось. Все предметы, участвующие в постановке, вели себя автономно. Иногда нелепо. А Довлатов любил нелепости. Он их замечал и воспевал. «Он рассказывал не о том, как живут люди, а о том, как они не умеют жить», – заметил Андрей Арьев. Потому что из них, из нелепостей, жизнь в основном и состоит. Так, куб, обклеенный газетными листами, где «Коммерсант» изображал «Советскую Эстонию», то опускался на сцену, то поднимался к потолку. Под ним то исчезал, то появлялся один из участников действа – драматург Иван Вырыпаев. Арбуз огромный на сцене разрезали вроде как невзначай, актриса красивая его из стороны в сторону носила. Разрезали, да так и не съели. По-моему, только Гоше Куценко досталось, он его ел потихоньку, пока до него очередь читать не дошла. То есть арбуз тоже вроде как сам по себе. А может, символ какой глубокий, довлатовский, нелитературоведам непонятный. Потом вдруг часть сцены куда-то вниз, в подземелье, поехала – показалось, случайно. Или задумано так? Задумано. Там стол, стул. Еще какие-то приметы жизни, но так – по минимуму. Вниз смотришь с первого ряда – вроде как тюрьма получается. Камера. Без потолка только. Стены темно-серые, свет тускловатый. Тоже, стало быть, символ. А поверху жизнь продолжается. Евгений Гришковец вышел – отрывок про дедушку Довлатова читать. Смешной-пресмешной. Особенно в исполнении Гришковца.

Завершили все фуршетом. Выпивали как-то не по-довлатовски. Вино там, белое, красное┘ Сок, минералка и прочие несерьезности. А еще книжку на выходе дарили. Книжка увесистая. «Речь без повода, или Колонки редактора» называется. Ранее не изданные материалы в себя включает. Предпринято издание, чтобы прояснить загадку самого популярного и вроде бы самого загадочного, хоть и оголившего свою (да и не только свою) жизнь в прозе с документальной прямотой писателя. Книга про жизнь Довлатова в газете, с предисловиями Петра Вайля и Александра Гениса о том, что «ему там нравилось, но он там не помещался».

Но главное, главное все-таки Эдуард Бояков сказал – не совсем, правда, про Довлатова, все больше о своем, о новой драме то есть. А сказал, что все открытия, которые сейчас новой документальной драматургии приписывают, на самом деле принадлежат Сергею Довлатову. Это он, оказывается, придумал про то, что в литературе – как в жизни, и наоборот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
649
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
755
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
395
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
268

Другие новости