0
3007
Газета Наука и технологии Интернет-версия

10.06.2009 00:00:00

Математика под вопросом

Тэги: математика, логика, развитие


Очередное заседание Клуба инновационного развития (КИР), созданного в Институте философии РАН, совместно с семинаром «Рефлексивные процессы и управление», было посвящено теме не то чтобы неожиданной, но достаточно редко обсуждаемой в контексте этого самого инновационного развития – «Настоящее и будущее математики в России (методологические аспекты)». Руководитель КИРа и семинара, доктор психологических наук Владимир Лепский вполне определенно обозначил проблемное поле: что толкает к развитию математику? социальные механизмы этого процесса?

Приглашенным докладчиком выступил Александр Михалев – проректор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Высшая алгебра» механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Его доклад назывался «Тенденции развития алгебры: настоящее и будущее». Фактически речь шла, конечно, не о российской математике, а о логике развития математики вообще. Математики как универсального языка природы.

Впрочем, и по этому вопросу нет никакой ясности. Интуитивно вроде бы чувствуется, что математика полна, непротиворечива и универсальна. Но, как заметил еще лет двадцать назад немецкий физик Герт Айленбергер, «...почему, собственно говоря, реально существующий мир должен подчиняться теории, математической структуре?.. Физику-теоретику нелегко с этим согласиться, но в эволюционной теории познания фактически неизбежно возникает предположение о том, что математические способности вида гомо сапиенс принципиально ограниченны, так как имеют биологическую основу и, следовательно, не могут полностью содержать все структуры, существующие в действительности. Иными словами, должны существовать пределы для математического описания природы».

Математик Александр Михалев, конечно, придерживается несколько другого мнения: «Математика стабильна, и этим она отличается от физики и прочих наук. Математический результат стабилен. В физике почти любая теория – временная. Относительно недавно физики осознали, что математика в космологических и наномасштабах – одна и та же».

Но даже и математик вынужден признать, что «стабильность математики зависит от того, что мы считаем ее результаты верными». Вот тут-то действительно возникает большая – большущая! – философская проблема.

Михалев приводит такой пример. Текст доказательства одной из современных математических теорем – 10 тысяч страниц («и это еще оптимистический вариант»); пессимисты говорят, что и 100 тыс. не хватит. Каковы должны быть процедуры проверки такого рода доказательств? В конце концов, кто будет финансировать эту проверку? Знаменитый Эндрю Уайлс, доказавший еще более знаменитую теорему Ферма, лет пять отвечал на вопросы экспертов после опубликования своего доказательства.

Любопытно в связи с этим отметить, что число профессиональных математиков в XX веке в мире увеличилось как минимум в 100 раз: в начале прошлого века их было около 10 тыс. Таким образом, онтологическая угроза для математики – возможная утеря ею связанности. «Непротиворечивость даже арифметики – старая открытая проблема, – подчеркивает Михалев. – Пока доказательства, что она непротиворечива, нет».

А ведь еще совсем недавно казалось: симбиоз математики и вычислительной техники решит даже те задачи, для которых не удается найти аналитического решения. Увы... «От компьютерной математики для решения фундаментальных проблем пользы почти нет, – констатировал Александр Михалев. – Уже сейчас созданы настолько мощные компьютерные кластеры, что возникла проблема загрузки этих машин адекватными расчетными задачами. Рост мощностей суперкомпьютеров обгоняет количество соответствующим образом подготовленных математиков».

Но и здесь в итоге возникает все та же проблема – проблема проверки истинности полученного с помощью компьютера доказательства. Пожалуй, это будет еще посложнее, чем в случае с проверкой доказательства теоремы Ферма. Известно, например, что даже самая обычная персоналка хранит в своей памяти и использует в работе в среднем от 150 тыс. до нескольких миллионов строк программного кода. Проблема истинности как бы перешла на другой уровень – «нормальные» математики проверяют компьютер.

И все-таки, какова внутренняя логика развития математики? Александр Михалев уверен, что она определяется одним словом – алгебраизация: «Алгебра и логика создают каркас современной математики, как позвоночник у человека. Алгебраическая топология развивается семимильными шагами. Алгебраическая геометрия: скажем, выясняется, что все элементарные частицы лежат на так называемых алгебраических поверхностях».

Другая точка роста математического знания – информатика и криптография, теория кодирования.

Когда-то математикой считалась та область знания, которая работала с числами. Потом объектом математики стало изучение операций. Сейчас математика – это изучение математических моделей. «Математические модели все время расширяют арсенал своих математических средств, – резюмировал Александр Михалев. – Какие матметоды приспособлены для развития самой философии? Нужна математическая модель работы человеческого мозга».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп установил антирекорд популярности

Трамп установил антирекорд популярности

Геннадий Петров

Доверие американцев к нынешнему президенту США стремительно уменьшается

0
567
Состоялась встреча премьер-министра Армении и председателя парламента Эстонии

Состоялась встреча премьер-министра Армении и председателя парламента Эстонии

0
507
Перемирие для празднования Дня Победы Путин объявил заранее

Перемирие для празднования Дня Победы Путин объявил заранее

Иван Родин

Президент РФ призывает Украину прекратить боевые действия с 8 по 10 мая

0
851
Партия Миронова копирует повестку коммунистов

Партия Миронова копирует повестку коммунистов

Дарья Гармоненко

"Справедливой России – За правду" подобрали союзника для патриотического автопробега

0
716

Другие новости