0
4729
Газета Наука Интернет-версия

28.12.2016 00:01:00

Хорошей науке и глаз радуется

Тэги: история, техника, изображение, моделирование


282-13-3_t.jpg
Авиаконструктор А.С. Яковлев
на фоне созданных им машин.
Взгляд слева.
Обложка журнала «Огонёк»,
№27, 1944 г.

Исследователи утверждают, что древние греки не различали понятий «видеть» и «знать». Если исходить из этого, то историю науки вполне можно интерпретировать как постоянное движение ко все более полной визуализации объектов, результатов и методов науки. Сделать науку наглядной – часто не просто «побочный» эффект, но и цель научных исследований. Конференция «Междисциплинарные подходы к истории науки и техники», организованная Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, как раз показала (sic!) актуальность такой интерпретации науки.

«Одна из основных тем конференции: роль изображения в истории науки и техники. Изображение рассматривается и как исторический источник, и как мощное средство анализа, и как художественный объект», – поясняет председатель оргкомитета, член-корреспондент РАН Юрий Батурин. И действительно, достаточно только перечислить темы представленных на конференцию докладов, чтобы в этом убедиться.

«Виртуальное моделирование пещерных палеолитических стоянок» (Леонов А.В., ИИЕТ РАН); «Современные средства визуализации в фильмах по истории науки и техники» (Борисов В.П., ИИЕТ РАН), «Научный подход в реставрации документов» (Паламарь Н.Ф., Кандыба П.Е., Толстиков А.Г. – Архив РАН); «Пауль Эрлих и успех его графических моделей в иммунологии: история и современность» (Ульянкина Т.И., ИИЕТ РАН); «Третье измерение в картографии: хорографические чертежи С.У. Ремезова, староголландская традиция у М.К. Эшера и неогеография» (Батурин Ю.М., ИИЕТ РАН); «Самолеты летят влево – предпочтения при фотографировании самолетов» (Кузьмин Ю.В., ИИЕТ РАН); «Научный рисунок академика А.Н. Северцова» (Урмина И.А., Лебедева Е.Г., Толстиков А.Г. – Архив РАН); «Культурная история электричества: рецепция инноваций (1880–1917)» (Никифорова Н.В., Политехнический университет, Санкт-Петербург); «Радиофикация в СССР в 1920-х годах в контексте социотехнического воображаемого» (Сидорчук И.В., Высшая школа общественных наук, Санкт-Петербург); «Возможности Big Data и технонауки для исследований эволюции техники и технологий» (Кричевский С.В., ИИЕТ РАН)…

И это только некоторые из пленарных докладов. А были еще и стендовые, не менее интригующие: «Визуализация научного творчества ученого в работах А.В. Реньо (1810–1878)» (Зайцева Е.А.); «Техника цветной фотографии Прокудина-Горского» (Станулевич Н.А.); «Научная карикатура – зеркало настроений сообщества ученых» (Фандо Р.А.); «Тема пилотируемой космонавтики в прикладном искусстве на рубеже XX–XXI веков» (Щербинин Д.Ю.)…

Столь очевидная вроде бы тенденция в истории науки пробивала себе дорогу иногда с большим трудом. Так, доктор биологических наук Татьяна Ульянкина показала в своем докладе, что графический язык, введенный Паулем Эрлихом в иммунологию, вначале был раскритикован коллегами. Хотя позже они же признавали: «Теория иммунитета была создана воображением гения». В 1908 году Эрлих разделил Нобелевскую премию с русским ученым Ильей Мечниковым.

Неожиданную преемственность в изображении некоторых русских, староголландских карт с современными 3D-изображениями в Google maps показал Юрий Батурин. Староголландские карты – это всегда взгляд на мир сверху в трехмерной развертке. К этому же стилю очень близки работы известного голландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера. «Стиль Эшера очень близок к неогеографии и неокартографии», – отметил Юрий Батурин. Космонавты, например, видят поверхность Земли в плоской развертке. А вот голландский взгляд на мир как бы говорит: человек может очень многое сделать. Чисто протестантский взгляд на мир, который определил и национальный характер.

При обсуждении этого очень интересного доклада всплыл еще один любопытный факт. Оказывается, уже на греческих монетах III века до н.э. были воспроизведены рельефные – 3D в современной терминологии – карты. И они были очень точны!

Совершенно нетривиальный доклад представил руководитель группы междисциплинарных методов ИИЕТ РАН Юрий Кузьмин. Профессионально занимаясь историей авиационной техники, он собрал и атрибутировал базу изображений самолетов – около 60 тыс. единиц! В результате компьютерного анализа выяснилось, что изображений самолетов спереди в 3,2 раза больше, чем сзади. Стоящие на земле самолеты предпочитают фотографировать сверху на треть чаще, чем снизу. Однако среди изображений самолетов в воздухе лишь 40% – это снимки сверху. Последнее, впрочем, вполне объяснимо чисто техническими проблемами во время фотографирования самолета в воздухе.

Но вот то, что оказалось совсем неожиданно, – на 25% больше изображений левых бортов крылатых машин. Для пассажирских лайнеров это понятно: исторически – но далеко не сразу – сложилось так, что двери в самолет располагаются слева; с правого борта – идет все обслуживание. Но что заставляет отдавать предпочтение левому борту при фотографировании боевых машин?! Загадка! Кстати, в советских художественных фильмах немецкие самолеты всегда летели слева направо, советские – справа налево. То есть подсознательно или сознательно режиссеры накладывали кинематографическую картинку на географические реалии…

Кажется, впервые психология восприятия изображений в истории авиации была затронута в таком аспекте.

Академику Петру Капице приписывается афоризм: «Наука – это то, чего не может быть…» Сегодня этот афоризм, пожалуй, можно было бы трансформировать: наука – это то, что можно показать и увидеть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
653
Байкал готовится к натиску туристов

Байкал готовится к натиску туристов

Владимир Полканов

Развитие инфраструктуры и контроль над потоками отдыхающих позволят обезопасить экосистему озера

0
1060
Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Елизавета Авдошина

В Москве готовится к открытию «Театр на Цветном»

0
1129
В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

НГ-Культура

0
1100

Другие новости