Газета Наука Печатная версия

23.06.2020 21:05:00

Губит людей не вирус, а синдром цитокинового выброса

После окончания пандемии мир может столкнуться с новой порцией устойчивых к антибиотикам микроорганизмов

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук

Тэги: коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, вирус, антибиотики, иммунитет

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, вирус, антибиотики, иммунитет Поверхность вируса с выступающими белковыми «шпильками».

Пущенная в свое время в народ строчка из песни – «губит людей не пиво…» – в наше время может быть перефразирована: «Губит людей не вирус!» Журналы Science и New Scientist рассказали о том, что в отсутствие противовирусных средств врачи применяют сильные антибиотики, чтобы как-то купировать тяжелое состояние пациентов, и о врачах Уханя, переживших вирусную эпопею. Опасность связана с тем, что после окончания пандемии мир может столкнуться с новой порцией антибиотико-резистентных микроорганизмов, устойчивость которых может подстегнуть развитие новых вирусных вариантов.

На первый взгляд связь микроорганизмов и вирусов не самоочевидна, однако на глубинных горизонтах иммунологии может оказаться несколько иначе. Непонятно, например, то, почему мужчины переносят коронавирусную инфекцию тяжелее, нежели женщины. Может, из-за того, что у прекрасного пола две Х-хромосомы? Очередной «выход» коронавирусов на арену заставил ученых пристальнее вглядеться в то, что происходит в организме инфицированного на молекулярном уровне.

Еще в далеком 1964 году сотрудники одного из лондонских госпиталей писали в J. Clinical Pathology, что выделили у 219 пациентов 474 штамма (варианта) печально знаменитой гноеродной палочки Pseudomonas pyocyanea. Именно этот микроорганизм подозревался во вспышке внутрибольничной инфекции. Название этого вида псевдомонаса дало имя пиоцинам (pyiocin), представляющим собой довольно сложные протеиновые структуры. Они имеют форму трубки, которая похожа на хвост бактериофагов (ДНК Pseudomonas pyocyanea упрятано в их сферической головке). В хвосте же имеется белковое «жало», или игла-спайк, с помощью которого фаг может пронзать наружную мембрану, например кишечной палочки (E. coli), и вводить в нее свой генетический материал. После этого палочка переключает весь свой обмен на воспроизводство новых фаговых частиц.

10-13-5350.jpg
Коронавирус (желтые частицы) на клетке.
Фото Physorg
По прошествии полувека в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса создали собственный пиоцин. Интерес университетских сотрудников связан с тем, что пиоцины можно использовать не только против бактерий, но и против клеток, инфицированных вирусами. Пока же приходится возлагать надежды на пептидные блокаторы коронавирусных спайков, которые связываются с поверхностью клеточного протеина.

Пептиды представляют собой короткие цепочки аминокислот. В Университете Иллинойса в Чикаго их синтезировали специально для борьбы с коронавирусом. А швейцарская фармацевтическая компания создала тест на антитела, с помощью которого можно выявлять переболевших в легкой форме людей.

Губит людей не вирус, а синдром цитокинового выброса (CRS – Cytokine Release Syndrome), наблюдающийся при иммунотерапии. Цитокины представляют собой белки, подстегивающие деление иммунных клеток. Для подавления синдрома предложили водорастворимые фрагменты протеиновых антител (Fc – Fragment constant). Преимущество Fc заключается в том, что они циркулируют в крови и прочно связываются с белковыми рецепторами цитокинов. Тем самым гасится пагубное в случае коронавирусной инфекции действие цитокинов. Новый подход хорошо зарекомендовал себя в лабораторных опытах на мышах. Теперь надо ждать разрешения на проведение клинических испытаний.