0
3455
Газета Наука Печатная версия

09.11.2021 17:22:00

Такая вот «химия»

Реакция между двумя изначально инертными субстанциями, создающая новый жанр

Владимир Александров

Об авторе: Владимир Юрьевич Александров – шеф-редактор отдела просветительских программ телеканала «Культура», поэт, литератор, лауреат премии ТЭФИ.

Тэги: наука, культура, музыка, искусство, химия, биолония


14-15-1480.jpg
Портрет академика РАН
 Бориса Мясоедова.
 Художник Александр
 Толстиков
Удивительная вещь: говоря о свершившихся явлениях искусства, мы часто вольно или невольно употребляем слово «химия». Та самая «химия», которая возникает между музыкантами и дирижером в оркестре Мравинского, между участниками группы The Beatles в студии, между артистом, полотном художника или стихотворением и аудиторией. Почему именно химия, а не физика, астрономия, биология или любая другая серьезная наука?

Может быть, потому, что именно химическая реакция происходит между двумя изначально инертными субстанциями: слушателем и музыкантом, читателем и книгой, зрителем и картиной? В момент их соприкосновения и рождается искусство, возникает нечто неуловимое, меняющее всех участников процесса. Если книга или картина живые, они способны воздействовать на воспринимающую сторону, но они меняются и сами. Они будто взаимопроникают и «приручают» друг друга.

Это краткое вступление было продиктовано необычностью личности автора двух книг «Четыре портрета» Александра Толстикова – профессионального химика и художника, члена-корреспондента Российской академии наук и действительного члена Российской академии художеств. В нем самом давно уже происходит реакция синтеза науки и искусства, помогающая ему создавать новый жанр, соединяющий в себе живопись и учебник по технике живописи, газетное интервью и художественную прозу, сдержанность ученого и страсть публициста.

«Четыре портрета», часть 1-я и часть 2-я, написаны в соавторстве с искусствоведом, академиком РАХ Марией Вяжевич, но на самом деле соавторов у Александра Толстикова гораздо больше. Это и крупнейшие художники-шестидесятники, родоначальники «сурового стиля» академики РАХ Петр Оссовский и Виктор Иванов, и выдающиеся химики, академики РАН Илья Моисеев, Борис Мясоедов, знаменитые археологи Анатолий Деревянко и Вячеслав Молодин.

14-15-2480.jpg
Портрет народного
художника СССР,
 академика РАХ Виктора
Иванова.  Художник
Александр Толстиков
Книги Александра Толстикова полифоничны – в них звучат голоса автора и героев, прямая речь которых служит испытанием живописных портретов каждого из них. Мы становимся свидетелями экспертизы на подлинность: найдет ли «суровый стиль» повествования Петра Оссовского соответствие в его живописном изображении, отразится ли трагизм позднего периода жизни Дмитрия Жилинского в его портрете?

И как кажется, тут на помощь художнику Толстикову приходит Толстиков-химик, очень много знающий о природе реакций и необходимых условиях для их проведения.

Я как независимый наблюдатель утверждаю: «химия» происходит. Это не портреты в привычном смысле слова, это не современные 3D-изображения. На наших глазах рождаются новые объемы, новый синкретический жанр. Искусство живописи соединяется с искусством слова и искусством науки, они взаимодействуют, рождая реакцию и вовлекая в нее любого, кто держит в руках и рассматривает эти книги.

Поэтому и приглашение к чтению «Четырех портретов» должно звучать особо. Это и персональные выставки последних лет Александра Толстикова в программе проекта «Современники» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, в собрании которого находятся полотна с изображением героев книг; это и серьезный диалог о современном искусстве с искусствоведом Марией Вяжевич. Но это еще и круглый стол, за которым крупнейшие люди искусства и науки обсуждают собственные судьбы и судьбы страны. А потому о каждом из восьми портретов, вошедших в две книги, хочется воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» 

14-15-01480.jpg
Академик, археолог
Анатолий Деревянко
в мастерской художника
и химика Александра
Толстикова.  Фото Ивана
Лобова. 2017











Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Диоген как панк и гений эпатажа. О том, кто стал главным циником мировой культуры

Диоген как панк и гений эпатажа. О том, кто стал главным циником мировой культуры

Вадим Черновецкий

0
299
Встреча искусства, науки, алтайских ледников и ракушек из Темзы

Встреча искусства, науки, алтайских ледников и ракушек из Темзы

Дарья Курдюкова

Выставка в Laboratoria Art&Science Foundation, по словам кураторов, возвращает цифровые данные в реальность

0
384
 Выставка "Многообразие. Единство. Современное искусство Европы"

Выставка "Многообразие. Единство. Современное искусство Европы"

0
1136
"Глория" для Образцовой

"Глория" для Образцовой

Александр Матусевич

Памяти великой певицы посвятили исполнение барочных кантат – тех, в которых она сама блистала сорок лет назад

0
2156

Другие новости

Загрузка...