10.02.2023 13:30:00

Президент РФ поддержал идею ученых о создании единой базы данных об исследованиях Арктики

Разрозненную информацию о Крайнем Севере обобщат

Фото freepik.com

Президент РФ Владимир Путин подддержал идею создания единой базы данных об исследованиях Арктики, высказанную российскими учеными. По словам главы РФ, сейчас исследовательской информации об арктическом регионе много, однако она разрозненна.
Ранее, на круглом столе, организованном информационно-аналитическим порталом "Чистое будущее", ученые отметили большой прогресс в изучении Арктики, достигнутый в РФ в последние года. Заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН, член-корреспондент РАН Аркадий Тишков отметил, что исследования помогают проводить крупные компании, в том числе "Роснефть".

“Научное сообщество давно говорит о необходимости систематизации данных об исследовании Российской Арктики, без этого просто невозможно полноценное и всестороннее изучение этого региона, - заявил Тишков. - Экспедиций бесчисленное множество, а данные разрознены – как в таком случае сложить единую объективную картинку? Это просто невозможно”.

"Есть ограничения связанные с безопасностью, но создавать, конечно, нужно. Мы обязательно над этим поработаем", – сказал, в свою очередь, Путин.
«Роснефть» более 10 лет проводит в регионах Крайнего Севера масштабные исследования. "Наша компания выполняет комплексную программу по изучению Арктики, куда входят и геологические, и гидро-метеорологические, и экологические исследования, – рассказал в ходе круглого стола директор департамента научно-технического развития и инноваций "Роснефти" Александр Пашали. – Работа ведется в сотрудничестве с ведущими научными организациями. "Роснефть" уже организовала более 40 экспедиций по всему побережью Северного-Ледовитого океана – как краткосрочные и узконаправленные, так и уникальные длительные работы, к которым привлекали ледокольный флот и авиацию".

Совместно с "Иннопрактикой" выполняется масштабный проект по стратиграфическому бурению в арктических морях, который позволил пробурить самые северные геологические скважины в Карском море, море Лаптевых и в Чукотском море.

С 2014 года "Роснефть" изучает животных, среди которых белый медведь, морж, дикий северный олень и белая чайка. Все они относятся к видам-биоиндикаторам – ученым важно оценивать не только их численность, но и особенности биологии.

Совместно с Институтом проблем экологии и эволюции РАН им. А.Н. Северцова было организовано два целевых полевых сезона по изучению моржей. Впервые учеными были охвачены все лежбища на архипелаге Земля Франца-Иосифа и открыты новые, причем на одном из них было зафиксировано сразу 2000 особей атлантического моржа. В рамках программы изучения белого медведя ученые ставят метки – спутниковые маячки – на обнаруженных самок, что позволяет наблюдать за их перемещениями животных в труднодоступных регионах. Это помогло определить места расположения родовых берлог даже там, куда пока экспедиции еще не добрались.
Проекты "Роснефти" объединяют ученых разных научных учреждений, что позволяет исследовать Арктику комплексно.

Одним из этапов обобщения научных данных о регионе стало издание атласов в серии «Экологические атласы морей России». Среди них – «Карское море», «Море Лаптевых», «Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока», «Баренцево море» и «Виды – биологические индикаторы состояния морских арктических экосистем», «Морские млекопитающие России». До 2025 года планируется выпустить еще семь изданий.
А в нынешнем году планируется начать экспедиционную работу в Белом море.