0
1288
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.02.2003 00:00:00

Французы хотят ввести религию в школу

Тэги: франция, школа, религия


В Государственном центре современного искусства в Москве 11 февраля состоялась лекция профессора социологии, научного руководителя Высшей школы социальных исследований Франсуа Дюбе. Тема встречи: "Какое место должна занимать религия в школе". Организаторы: Французский культурный центр в Москве, Французский университетский колледж в Москве и журнал "Неприкосновенный запас".

Как известно, Франция - светская демократическая страна, в которой школа отделена от Церкви еще в 1905 г. Французские школы разделяются на частные и государственные, причем частные могут принадлежать кому угодно, в том числе и Церкви. Сегодня католические школы посещают около 17% французских учеников. Однако французы, по мнению Франсуа Дюбе, недавно начали осознавать, что они не просто перестали быть христианами, но и вообще забыли о том, что такое религия.

Наш корреспондент встретился с профессором, чтобы поговорить о причинах, вызвавших во Франции дискуссию о введении "религиозного" предмета в школу, и о том, каким он должен быть.

- Господин Дюбе, во Франции есть светские государственные и частные католические школы. Каков уровень преподавания в этих учебных заведениях и как это сказывается на качестве образования?

- Уровень преподавания в "религиозных" (то есть организованных католиками или протестантами) школах вполне сопоставим с уровнем преподавания в государственных школах. Образовательные программы, по которым обучаются дети, одинаковы для всех - это государственный стандарт. Например, когда священник хочет преподавать математику, государство требует, чтобы у него был диплом преподавателя математики. Преподавание собственно религиозных предметов в частных школах составляет очень незначительную часть от всего курса обучения и, естественно, не входит в программу национального образования.

С 1958 года государство и Католическая Церковь заключили конвенцию, согласно которой государство финансирует частное католическое образование. Сегодня контракт между государством и католическими школами означает, что государство оплачивает работу преподавателей, а преподаватели, оставаясь нейтральными в отношении религиозных вопросов, руководствуются общенациональной образовательной программой. При этом если родители хотят, чтобы их дети посещали религиозные предметы, они должны оплатить разницу между общим и дополнительным образованием. Церковь очень довольна существующим положением дел. Ведь если бы родители были вынуждены полностью оплачивать католическое образование, то никто бы не пошел учиться в частные школы.

Социологические опросы показывают, что совсем немного родителей выбирают католическую школу только потому, что она католическая. Как правило, ее выбирают за достоинства общего характера - хорошие учителя, высокий уровень преподавания и т.д. Собственно, государственные и частные школы ничем принципиально не отличаются друг от друга. А что касается уровня преподавания, то, как и везде, есть школы получше и похуже.

- Защитники религиозного образования в России иногда ставят в пример Францию, где, как они утверждают, Министерство образования обеспокоено тем, что в государственных школах дети часто не знают, что такое Троица. Многие знают это слово только как название станции метро.

- Это действительно так. Но проблема не в государственных школах, а в общем уровне знаний школьников в этой области. В частных "религиозных" школах дети точно такие же, как и в государственных: они тоже не знают, что такое Троица, кроме тех случаев, когда родители специально просят дать ребенку религиозное образование в дополнение к общему. Навязывать предметы о религии не в праве ни светская, ни частная школа. Это принцип светскости государства и образования.

Проблема заключается в другом. Перед современным французским обществом стоит вопрос о религиозном и культурном наследии. Многие французы больше не исповедуют христианство, а многие, считающие себя христианами, ничего не знают о религии. Большинство молодых людей уже не могут понять Виктора Гюго или классическую живопись, потому что они не знают ничего о Христе, Мухаммеде, Аврааме или Заратустре. Вот почему ведется дискуссия о введении предмета о религии в школе.

Затруднение вызывает только вопрос о том, как это делать и что преподавать. Светские люди боятся введения религии, а верующие боятся, что религию будут преподавать без веры. Поэтому Католическая Церковь вряд ли поддержит эту идею.

Школа должна быть светской и преподавать религиозную историю и культуру со светских позиций. А это означает - ни с религиозных, ни с атеистических. Школа не должна вести атеистическую пропаганду, так же как и не должна проповедовать религию.

- Когда этот предмет будет введен в школьную программу?

- Я бы сказал так: мы только планируем начать разговор на эту тему. На мой взгляд, до окончательных выводов зарождающейся дискуссии еще очень далеко.

- Какое впечатление о религиозно-общественной жизни в России сложилось у вас как у социолога религии?

- У меня нет достаточной информации о ситуации в России. Но за очень непродолжительное время, проведенное здесь, я успел заметить, что в стране происходит религиозное возрождение. При этом в России нет настоящей демократической традиции. Это приводит к таким эксцессам, как введение религиозного курса православия в светскую школу.

Задача демократических обществ сделать так, чтобы люди разных религий могли жить в общем пространстве, имея одинаковые права и обязанности. Это общее пространство должно находиться над всеми религиозными убеждениями. Например, для светского француза противопоставление религии и атеизма бессмысленно, француз скорее будет противопоставлять религию и свободу совести. В России же, к моему удивлению, многие сторонники религиозного просвещения аргументируют свою позицию как раз тем, что религия должна прийти в школу на смену атеизму.

Гораздо логичнее с точки зрения светской школы под религиозным просвещением понимать не проповедь, а приобщение ученика к знанию об истории религий и тех религиозных культур, которые распространены во всем мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1420
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1362
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1586
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1309

Другие новости