0
1238
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.05.2006 00:00:00

Израильтяне в поисках хлеба

Тэги: израиль, иудаизм, песах


израиль, иудаизм, песах Все гастрономические «муки» компенсируются уже в первые часы после окончания праздника. По всей стране открываются тысячи кафе, куда израильтяне устремляются, чтобы съесть пару сдобных булочек.
Фото Reuters

В середине весны Израиль охватывает всеобщее сумасшествие: правоверные иудеи ползают по полу, заглядывают за плинтусы, перетряхивают антресоли, залезают под навесные потолки. И речь идет не о массовом субботнике, а о подготовке, пожалуй, к самому главному празднику для еврейского народа – Песаху, или по-русски Пасхе.

Месяц в преддверии этого затянувшегося на неделю празднования выхода евреев из египетского плена проходит на Святой земле под знаком «вселенской уборки». Причем уборка очень избирательная: все израильтяне, так или иначе старающиеся соблюдать строгие предписания иудаизма, ищут не что иное, как┘ хлебные крошки.

А виноваты во всем заповеди Песаха, обязывающие избавиться на время празднования даже от малейших крошек квасного хлеба, то есть от того, что в результате взаимодействия муки и воды называется на иврите «хамец».

Постановление Торы, требующее от правоверных иудеев уничтожить весь хамец, находящийся у них дома, уходит корнями в ночь Исхода – выхода еврейского народа из Египта, где они находились на положении рабов почти 200 лет.

Тогда, в полнолуние 15 нисана (еврейский календарь лунный, и середина любого месяца неизменно приходится на полную луну), несколько миллионов евреев встали как один и немедленно пошли в сторону земли Израиля. И прошел этот сбор так оперативно, что заготовленное с вечера тесто не успело даже подняться, чтобы затем превратиться в хлеб.

Вот этот самый факт и доставляет религиозным евреям наибольшие хлопоты, заставляя их буквально вылизывать свои жилища. Ведь приходится избавляться абсолютно от всего квасного, что есть в доме. Апогеем уборки становится тщательная проверка убранного помещения со свечкой в руках главой семейства. В Израиле этот горячий период кормит фирмы, занимающиеся уборкой помещений, на год вперед.

Внакладе не остаются и вечные соседи израильтян – арабы. Если запасы хамца велики и их уничтожение приведет к разорению (например, для пекарен), иудеи официально продают квасной хлеб за символическую плату неевреям.

Здесь очень кстати приходятся палестинцы, которые после окончания Песаха за неплохие деньги отказываются от своих притязаний на купленный недавно хамец. В Израиле шутят, что так вполне можно было поступить и с землей, на которую претендуют оба народа.

В Иерусалиме у блокпоста на подступах к Стене Плача вырастает огромная гора из оставленных несведущими туристами всевозможных батонов и сдобы, купленных ими здесь же, по соседству, в арабском квартале Старого города. Миштара (израильская полиция) не пропускает «враждебный хамец» к самому святому для всех евреев месту.

Для любящих поесть израильтян Песах со своими запретами на злаковые продукты серьезно ограничивает аппетиты мацой и ее производными. Это, конечно же, не слишком устраивало народ, у которого чуть ли не главной составляющей любого праздника является торжественная трапеза.

Детям Авраама пришлось напрячься и придумать достойную замену квасному в любимых продуктах. И теперь практически в каждом израильском магазине в период Песаха можно купить виноградную водку, булочки из рисовой муки или пиво без грамма пшеницы. А вот тем, кому, несмотря на запрет Торы, все-таки захочется полакомиться злакосодержащими продуктами, придется раскошелиться – цены на некошерное в эти дни подлетают до небес.

Для евреев Песах – самый домашний праздник. Все собираются за праздничным столом и вспоминают историю Исхода, начиная с рождения Моисея и заканчивая получением десяти заповедей на горе Синай. Но, несмотря на богато накрытый стол, начинать трапезу приходится с горькой зелени, символизирующей тяжесть рабства, и соленой воды, напоминающей современным израильтянам о слезах, пролитых их далекими предками в Египте.

Однако все гастрономические «муки» компенсируются уже в первые часы после окончания праздника. По всей стране для жаждущих хамца открывают свои двери бесчисленные кафе и мини-пекарни. После недельного воздержания даже завсегдатаи фитнес-центров не в силах отказать себе в удовольствии съесть пару-тройку сдобных булочек, приготовленных прямо у них на глазах. Объедается вся страна: бородатые раввины и девушки, сидящие на диете, экзотические эфиопские евреи и американцы, приехавшие навестить родственников на праздник.

Следующие полгода Израиль будет доедать оставшуюся с праздника мацу. А после этого начнется очередной цикл подготовки к Песаху, чтобы каждый еврей не забывал о пролитых в Египте слезах.

Москва–Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1298
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3441
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1947
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2242

Другие новости