0
1039
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.08.2006 00:00:00

Женщина-апокриф

Тэги: раневская, юбилей


раневская, юбилей Фаине Раневской не досталось главных ролей, но и в неглавных она делала то, что хотела.
Кадр из кинофильма «Весна». 1947.

Вообще-то дата круглая – 110 лет со дня рождения. И если верить биографиям, Раневской исполнилось 110 лет 27 августа. Но как настоящая женщина, которой всегда есть что скрывать, Фаина Раневская все-таки утаила от истории два года своего возраста. Вышло случайно. Просто произошла очередная нелепость, кокетства в этом, конечно, никакого не было, умысла – тоже. Советское правительство в тридцатые выдавало паспорта, не требуя метрик, дату можно было назвать любую. «Какая же я идиотка, – сетовала Раневская, – скостила себе только два года, что провела на курортах, а Любочка Орлова – сразу десять лет...»

Глеб Скороходов записал слова Раневской: «В шестьдесят лет мне уже не казалось, что жизнь кончена, и когда седой как лунь театровед сказал: «Дай бог каждой женщине вашего возраста выглядеть так, как вы», – спросила игриво:

– А сколько вы мне можете дать?
– Ну, не знаю, лет семьдесят, не больше.

От удивления я застыла с выпученными глазами и с тех пор никогда не кокетничаю возрастом».

Одиночество – это когда тебе некому рассказывать свои сны. Так говорила Фаина Раневская. Обратная сторона одиночества – обостренное чувство собственного достоинства. Далеко не каждый мог ужиться с ней рядом или даже, элементарно, – простить ей незаурядный талант, «терпкий талант», по выражению Алексея Толстого. «Вы не актриса, вы актрисище!» – сказал он как-то Раневской.

Она была ранима, трагически уязвима. К самым близким привязывалась по-собачьи на всю жизнь, далеких – не подпускала, язвила талантливо, иронично. Заставляла себя опасаться.

То, что когда бы то ни было говорила Раневская, не принято брать в кавычки. Ее хлесткие реплики и грустные замечания о жизни ушли в народ еще при ее жизни. Нелепые истории обрастали новыми подробностями, благо она и сама была щедра на них. Случившееся с Раневской все пересказывали по-своему, но всего смешнее, разумеется, это делала она сама. Над собой она смеялась жестоко. Особенно любила вспоминать неудачи своей творческой жизни: «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить как змея┘» После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».

В молодости она давала его себе не раз.

В театральную школу ее не приняли – из-за неспособности. Прежде чем попасть в Москву, уроженка Таганрога переработала во множестве провинциальных театров, куда она, согласно штатному расписанию, приглашалась на роли «героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Начинала с массовок. Первую роль со словами ей довелось сыграть в Керчи. Она ее провалила. Вместо того чтобы произносить текст, начала здороваться со всеми участниками спектакля. Тогда же, оставив мечты о сцене, вернулась к родителям и выпросила прощение за то, что нарушила их волю, подавшись в артистки.

Позднее, будучи уже известной в стране актрисой, о своей жизни в столице она скажет: «Я переспала со всеми театрами Москвы, но ни с кем не получила удовольствия». Как только она оставалась без ролей – покидала очередной театр. В некоторые потом возвращалась.

В Театре имени Пушкина ей как-то во время репетиции сделали замечание: «Фаина Георгиевна, говорите четче, у вас как будто что-то во рту». – «А вы разве не знаете, что у меня полон рот говна?!» – ответила она спокойно и ушла из театра.

Уживаться в профессиональном сообществе ей всегда мешали абсолютное чувство стиля, безудержное стремление высмеять абсурд и трагическая неспособность в нем участвовать. Книгу о своей жизни она порвала – писать ее ей казалось глупым и нескромным. «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных. Я очень хорошо знаю, что талантлива, а что я создала?»

Британская энциклопедия включила Раневскую в список самых гениальных актрис двадцатого столетия. Однако на ее счету нет ни одной главной роли.

Ей, например, предназначалась большая роль Евфросинии Старицкой в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», и та в итоге досталась Серафиме Бирман. «Мулю из «Подкидыша» в царский род?! Ее в семью Рюриковичей?!» – возмутились на «Мосфильме», не дав воплотить замысел Эйзенштейну...

Героиня эпизода – она умела заслонить собой любое кинотворение. Свести на нет весь режиссерский замысел, потому что в историю неизбежно попадала только она. В кадре она почти всегда делала то, что хотела.

Успех ее не радовал, она «не знала успеха у себя самой». Ордена и медали складывала в коробочку и называла их «похоронные принадлежности». Говорила: «Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо┘»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
654
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
761
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
396
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
271

Другие новости