0
4045
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.11.2006 00:00:00

Муза Антониони

Тэги: витти, антониони


витти, антониони Моника Витти в фильме «Модести Блейз».
Фото из книги «Первый век кино»

Итальянки красивы теплой богатой красотой. Кажется, все. Такими их знает живопись, такими их увековечивает кинематограф. Едва ощутимая хрипотца в голосе – признак страстности, мягкость линий лица и тела – образ гармонии и символ щедрости итальянской природы. Степенное достоинство и неизбывная печаль в глубоких глазах. Всегда готовый к улыбке рот, выдающий лучшее из чувств – чувство юмора. Темперамент – южный коктейль контрастов. А еще – сокрушительная естественность, которую не скрыть. Она беспощадно ломает рамки жанров и амплуа.

Есть только чужая судьба, в клетке которой таится мощное актерское дарование, остальное – волшебство, рожденное чудом появления на экране красавицы-итальянки. Такой была молодая Моника Витти, ставшая символом киномира Микеланджело Антониони.

Время ее славы в итальянском кино критики часто называют «периодом сексуального оптимизма» – в моде были «красотки из народа». Но и это амплуа было узко для Витти.

Ей под силу способность совмещать эстетические полюса, а не только эксплуатировать на экране свою внешность. Критика же часто зовет подобное «вероломством и неразборчивостью».

Такие примерно эпитеты доставались фильму «Приключение» Антониони и героине Моники Витти Клаудии. Это была ее первая большая роль в кино.

На Каннском фестивале в 1960 году фильм был освистан зрителями. Позднее же – назван самой значительной картиной за всю историю существования фестиваля.

Больше того – спустя два года британский журнал Sight & Sound по результатам опроса международных кинокритиков назовет «Приключение» одним из «величайших фильмов в истории кино».

«Как вам работалось с Витти?» – спрашивали Антониони. Он отвечал: «Моника – очень современная актриса, и, даже когда она играла в театре, ей не было присуще качество, которое можно определить как «театральность». И потом, Моника Витти чрезвычайно выразительна. А это важнейшее качество для киноактера. Возможно, для сцены оно представляет меньшую ценность. На расстоянии сотни футов выражение лица актера теряется, но в фильме оно имеет первостепенное значение. А у Моники Витти необыкновенно выразительное лицо».

Однако ее «нетеатральность» – скорее преувеличение в данном контексте. Иначе едва ли она сумела бы заставить плакать Артура Миллера, который сидел в публике, глядя, как Моника Витти играет Мэгги-Мэрилин в его пьесе «Падение».

Она восхищала не только Антониони и Миллера – многие любовались в своих творениях ее типичным для Италии странным совмещением несовместимого – красивая зрелая женщина-комик. Режиссер Альберто Сорди называл ее «единственной великой комической актрисой».

«Комедия по-итальянски» предполагает нелепые сюжеты не для «смешной девчонки», не для «наивного создания» или «комической старухи», а именно для ошеломительной красавицы, «дивы», что заразительно смеется с экрана над несложившейся жизнью или незадачливыми мужчинами. В 60-е она воплотила новые тогда для западно

европейского кино образы женщин, страдающих от всеобщего отчуждения, в 70-е прославилась как комедийная актриса.

Витти – римлянка. Она родилась в Риме 3 ноября 1931 года. Кто-то из жителей кинематографического мира, разыскивая ее для очередных съемок, интересовался: «Где та высокая белокурая римлянка, с чирикающей трелью вместо имени?» Чирикающая трель – это Мария Луиза Чеччарелли.

Лаконичное Витти вместо трели появилось, когда выпускница Академии драматического искусства решила взять себе сценический псевдоним и образовала его из фамилии матери Аделины Виттилья.

С Микеланджело Антониони она познакомилась в 1956 году в римском «Театро Арлекино». Он заговорил первым, сказал что ему очень нравится низкий, хриплый, чуть-чуть насмешливый голос синьориты. Потом добавил: «Знаете, мне кажется, что ваше лицо – именно то, что я так долго искал...» Она не поверила и рассмеялась. Потом говорила, что не могла понять, почему рядом с ним ей всегда хочется смеяться. Весь театральный сезон 1956/57 года. Витти работает под его руководством, чтобы позднее стать его музой и сыграть главные роли в его знаменитой тетралогии («Приключение» – Клаудиа, «Ночь» – Валентина, «Затмение» – Виттория, «Красная пустыня» – Джулиана).

Европейцы знают ее как эмблему кинематографа Антониони и поют оды ее тонкой красоте, итальянцы же, конечно, больше всего гордятся редким комическим дарованием Моники Витти.

Ее умение смеяться называли даже царственным. Царственность Моники Витти была воплощена в 1980 году, когда распавшийся в 1960-м творческий союз с Микеланджело Антониони был восстановлен. Он предложил ей роль императрицы Елизаветы Австрийской в фильме «Тайна Обервальда».

Моника Витти продолжает работать в театре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
823
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
967
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
476
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
324

Другие новости