0
5145
Газета Стиль жизни Печатная версия

20.10.2020 15:08:00

Гендерная звездочка для Господа

Молодые католики сделали Бога сексуально нейтральным

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: гендер, бог, феминизм, католики, ватикан, дискриминация, богословие


гендер, бог, феминизм, католики, ватикан, дискриминация, богословие Эффектным финалом фильма «Догма» стало появление Всевышнего, сыгранного актрисой и певицей Аланис Надин Мориссетт. Кадр из фильма «Догма». 1999

Католическая студенческая молодежь Германии (KSJ) считает, что слово «Бог» следует писать с «гендерной звездочкой». «Мы требуем нового образа Бога*, который устранит идеи старого, белого, карающего человека и создаст пространство для разнообразия Бога*. Потому что Бог* есть во всех живых существах. Бога* нельзя отнести к какой-то из человеческих категорий. Гендерная звездочка должна вывести Бога* из сексуального уровня. Мы хотим расширить общественные представления о Боге*, чтобы как можно больше людей могли получить доступ к более близким отношениям с Богом*. Говоря о гендерной нейтральности Бога*, мы хотим заострить внимание на том, что разные люди представляют Бога* совершенно по-разному», – пояснила немецкая молодежь в своем манифесте. Помимо призывов лишить Господа миров пола или наделить его всеми возможными гендерными идентичностями, а их в Германии с 2017 года официально существует три – мужская, женская и «разнообразная», студенты изготавливают различные открытки и стикеры, с логотипом кампании – «Gott*» и мотивирующими подписями: «Равенство также должно быть важным вопросом в церковной политике», «Подобно тому, как Бог* любит всех людей в равной степени во всем их разнообразии, Бог* также бесконечно многогранен» и т.д.

Это не первая в истории попытка лишить Бога маскулинности. Спор о половой принадлежности Творца идет не с момента образования ЛГБТ-сообщества и феминизма как идеологии, а с первых веков зарождения авраамического монотеизма. Например, книга Бытие гласит: «И сказал Бог: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие – чтобы он господствовал над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью, которая снует по земле». Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил». (Быт 1:26–27). А в Евангелии от Иоанна утверждается: «Бог – это дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины» (Ион 4:24). Согласно раннехристианскому апокрифическому труду «Деяния святого Иуды Фомы апостола», сирийские христиане III века обращались к Святому Духу исключительно в женском роде: «Приди, о Та, что возвещает о тайнах и объясняет необъяснимое, святая голубица... Приди, тайная Матерь... Приди и обратись к нам через святое причастие». «Великой Матерью» называл Бога в XI веке епископ Кентерберийский Ансельм, канонизированный Католической церковью в 1494 году. Женскую составляющую божественной сущности подчеркивала в своих трактатах первая женщина-богослов Юлиана Нориджская. В своем трактате «Откровения Божественной Любви», написанном в начале XV века, она отмечала: «Как Бог есть наш Отец, так же Бог есть наша Мать». Иисуса Христа английская затворница называла не иначе как «наша драгоценная Матерь», а размышляя о Троице, традиционно описываемой как Отец, Сын и Дух Святой, подчеркивала: «Наш Отец желает, наша Мать действует, и наш добрый Господь Святой Дух утверждает».

Впрочем, до эры феминизма обращение к Создателю как женщине было все же крайне редким. Лишь когда в 1973 году радикальная феминистка-философ Мэри Дейли во всеуслышание заявила, что «если Бог мужчина, тогда и мужчина – Бог», поднялась волна споров о божеском гендере, которая затронула самые разные конфессии. В 1975 году в США женщины-раввины Наоми Яновиц и Маргарет Вениг, известные своей защитой прав ЛГБТ в рамках реформистского иудаизма, выпустили молитвенник, в котором к Яхве обращались в женском роде и описывали Его исключительно в женском образе. В 1989 году в Англии была переиздана Библия короля Якова, где большинство обращений к Богу как мужчине («Он») было заменено на нейтральное «Ты». В 1996 году появился новый вариант классического труда испанского раввина XIII века Йоны Геронди «Врата покаяния», где к Создателю обращаются как к «монарху» (в английском языке слово «sovereign» не имеет рода), а не как к «королю». Вместо «Отец» используется слово «родитель», которое в английском языке тоже одинаково применяется к родителям обоего пола. В 1999 году отличилась и Методистская церковь Великобритании. Она выпустила новое собрание церковных гимнов, в котором Творца называют одновременно и «Нашим Отцом», и «Нашей Матерью». Кстати, в этом же году на экраны вышел фильм Кевина Смита «Догма», в котором Всевышний представлен женщиной. Эту роль сыграла американская актриса и певица Аланис Надин Мориссетт.

18-12-1480.jpg
Художники традиционно изображали
Бога-Отца солидным мужчиной. 
Микеланджело. Фрагмент росписи
Сикстинской капеллы. 1511
В 2003 году баптистский пастор Джон Хенсон попытался модернизировать Новый Завет. Отступив от буквальной передачи библейских текстов, он пересказал их обыденным языком, что, по его мнению, сделает книгу чрезвычайно популярной не только среди верующих. Благодаря этому, например, Иисус из «Сына человеческого» превратился в «полноценную личность». В 2015 году группа священников Англиканской церкви призвала верующих во время богослужений обращаться к Господу и в мужском, и в женском роде. Два года спустя лютеране Швеции призвали своих священнослужителей и верующих в молитвах использовать гендерно-нейтральный язык и «воздержаться от использования таких терминов, как «Господь» и «Он» в пользу «менее конкретного» – «Бог». Глава церкви, архиепископ Антье Якелен так пояснила это требование: «Теологически мы знаем, что Бог находится за пределами наших гендерных определений, Бог не человек». Правда, тогда это предложение встретило суровую критику. «Этот шаг подрывает доктрину Троицы и связь общины с другими христианскими церквами. Он неразумен. Шведская церковь станет известна как не уважающая общее богословское наследие», – заявляли лютеране.

В июне с.г. Евангелическая церковь Германии объявила, что отныне намерена «общаться на гендерно-чувствительном языке». В разосланных прихожанам брошюрах священнослужители прописали четкие указания, как «правильно выражать свои мысли, чтобы никого не оскорбить», рекомендовав чаще использовать так называемым полигендерные формулировки.

Любопытно, что новость о нынешней акции молодых католиков Германии распространили многие католические СМИ. Сообщение об этом появилось и на официальном сайте епископской конференции страны. Однако позже без объяснения причин почти все публикации с официальных порталов были удалены. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию и в самой Германии. Например, член ультраправой партии «Альтернатива для Германии» Николь Хёхст написала: «Теперь молодые студенческие идеологи разрушают католическую веру изнутри – пока не останется только религия разнообразия».

Однако если внимательно читать катехизис Католической церкви, то во втором разделе «Христианское исповедание веры. Символы веры», в первой главе «Верую в Бога Отца», шестом параграфе «Человек» можно обнаружить такое суждение: «Бог же ни в коей мере не подобен образу человеческому. Он не есть ни мужчина, ни женщина. Бог есть чистый Дух, в Котором нет места для разницы полов». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Алексей Фененко

Отечественным исследователям приходится забывать о всемирной республике ученых

0
631
Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Михаил Сергеев

За время спецоперации число миллиардеров выросло на 40%, несмотря на отказы от гражданства РФ

0
4119
Французские мусульмане потихоньку потянулись к христианству

Французские мусульмане потихоньку потянулись к христианству

Милена Фаустова

Епископы сообщают о росте числа принимающих крещение

0
3816
Душа как в лихорадке трепещет

Душа как в лихорадке трепещет

Княз Гочаг

Лауреат премии «Ясная Поляна» в поисках пупа земли

0
1570

Другие новости