0
4906
Газета Стиль жизни Печатная версия

04.02.2021 17:58:00

Путешествие как воплотившаяся сказка

Любые странствия всегда что-то меняют в нашем мироощущении

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Московского союза писателей.

Тэги: путешествие, мироощущение


путешествие, мироощущение Исторический центр Вены переполнен достопримечательностями и дорогими бутиками. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Когда советский образ жизни стал достоянием истории и самым обычным гражданам без санкции парткома-райкома стали доступны заграничные поездки, многие пустились «во все тяжкие» – заграница манила своей доступностью. Что называется, были бы деньги.

Для первого такого путешествия я выбрал Венгрию, страну, где мне волею случая посчастливилось прожить в детстве довольно долго. Спустя почти полвека мой любимый Будапешт очень удачно сочетался с трехдневным посещением Вены, города, также ставшего моей любовью. Мы с женой бродили по аллеям Шёнбурна, присаживались на лавочку, слушая концерт на открытом воздухе в Венской ратуше, удивлялись громадным порциям шницеля «по-венски», лакомились штруделем, испеченным у нас на глазах в королевской пекарне… В общем, это была первая во взрослой жизни сказка, воплощенная в действительность.

А потом пошло-поехало. Мы уже не могли остановиться и все, что удавалось скопить за зиму, тратили на летнее путешествие. Мы называли эти поездки «рекогносцировкой», обещая самим себе, что туда, где о-о-чень понравится, мы обязательно приедем еще раз… Но приходило следующее лето, и мы решали, что нужно побывать сначала там, где еще не ступала наша нога, и новые города Европы выдавали нам ключ от своих «ворот», а уже увиденное и оставленное до другого раза не возвращалось…

Хотя «повторения банкета» требовали не только моя любимая Венгрия, сказочная Вена со всей остальной Австрией, но и Германия, одни земли которой были совсем не похожи на другие. И в сказочной Норвегии второй раз так и не удалось побывать. Конечно, жалко, но что поделать – новые пути-дороги увели в другие края!

Вообще-то не такой уж незнакомый мир мы открывали для себя. Прочитанные в детстве и юности книги, увиденные фильмы, литературные герои, чьи следы, казалось, ложились под колеса нашего экскурсионного автобуса, красочные буклеты и путеводители, вводящие нас в каждую страну, делали свое дело.

Неудивительно, что в таком коловращении по городам и весям очень многое оставалось, как говорится, за кадром, а какие-то впечатления накладывались друг на друга, становились почти неразличимыми. И если бы не фотографии, сегодня трудно было бы припомнить, где происходило то или иное – в Бельгии, в Голландии или Люксембурге. Хотя, конечно, у каждой страны была своя изюминка, свое лицо. Но что уж ждать от путешественника, у которого на знакомство со страной всего три дня, а на «взятие» очередного города порой несколько часов?

Что-то и по сию пору стоит перед глазами. Средневековый Брюгге, тихий, убаюкивающий своими снами Гент, парк тюльпанов, рыбная пристань в Бергене, пропахшая всеми запахами моря; безумные по красоте каньоны Норвегии, удивительный парк скульптур в Осло, обступающая со всех сторон красота швейцарских, немецких и итальянских Альп…

24-8-11480.jpg
В Парке скульптур Вигеланда в Осло 227
скульптурных групп отражают всю гамму
человеческих отношений. Фото Reuters
Я почти сразу понял для себя, что мне гораздо интереснее и ближе те страны, литература которых сопровождала меня с детства. В Будеёвицах я с трогательным вниманием взирал на ворота казарм, представляя, что вот-вот они откроются и оттуда выйдут герои Гашека. Но оказалось, что бравый солдат Шейк давно отслужил свое, а казармы кому-то проданы в частную собственность…

А вот Париж меня немного разочаровал. Может быть, потому, что улиц, по которым скакали мушкетеры, давно не существовало? А может, потому, что я слишком много ждал и от Нотр-Дам-де-Пари, и от Монмартра, и от Лувра, и даже от врезанного в мостовую контура от снесенной вихрем революции Бастилии? Ведь излишние ожидания всегда сопровождаются известно чем – разочарованием… К тому же в год нашего посещения лето во Франции были необычайно жаркое и сухое, а как обмолвился когда-то Максимилиан Волошин, именно «в дождь Париж расцветает, как роза…».

Может быть, поэтому Ирландия, страна, о которой мы так мало знаем, несмотря на то что она находится в «нашей Европе», осталась в памяти такой необычной в своей обыденности? Древние, как мир, могильные камни, кисловатый торфяной запах в деревенской гостинице, могильная плита в соборе Дублина, где похоронен Джонатан Свифт… «Прощайте, древние дольмены! Вам недоступны перемены», – написал я, покидая Ирландию… Хотел бы я еще раз побывать там или мне оказалось достаточно двух недель и воспоминаний о посещении средневекового замка? Пожалуй, хотел бы.

А еще были необъятная по впечатлениям Италия, Турция с ее византийскими древностями… Ну а потом случилось чудо Австралии! Страны, в которой я и не чаял когда-нибудь побывать – очень уж далека она от моей любимой Мещеры! Здесь уже не помогала никакая вспомогательная литература. Разве что путешествие вдоль 37-й параллели вместе с детьми капитана Гранта да детские книжки о кенгуру и прочих «живых окаменелостях» пятого континента. Австралия не просто другой мир, это почти другая планета.

И знаете, что кроме литературных ассоциаций объединяло почти все увиденные страны? То, что закупленные по обычаю всех туристов сувениры (от копии Пизанской башни до «говорящей» австралийской птицы кукабары) были снабжены ярлычком «Made in China». А также то, что почти в каждой стране мы встречали соотечественников, закинутых туда разными обстоятельствами. Помню, как в Швеции, выйдя из Национального парка и остановившись перед входом в ресторан, мы, не слишком владевшие языком, вслух размышляли: «Как не ошибиться в выборе блюда?» А из-за стойки бара донеслось: «Да вы скажите, что вам надо-то?»

Наши люди были везде! Уехавшие навсегда и на время, москвичи, питерцы и жители всех республик бывшего СССР, молодые и старые… У каждого из них была своя судьба, но сейчас не об этом. А о чем же? Об обилии впечатлений от увиденного? Или о тоскливом сожалении от пропущенного и по разным обстоятельствам сегодня недоступного? И о том и о другом. Но, наверное, больше всего о том, что любой вариант странствий (даже «галопом по Европам») всегда что-то меняет в нашей жизни, в нашем ощущении Земли, как такого разнообразного и такого близкого нам общего дома. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пельменные гастроли и пиксельный лес

Пельменные гастроли и пиксельный лес

Татьяна Нефедова

Увлекательное путешествие по Европе и неожиданные воспоминания о Китае

0
6461
Природа пока еще величественнее небоскребов Дубая

Природа пока еще величественнее небоскребов Дубая

Данила Моисеев

Когда понимаешь, что горы и ароматный зеленый уголок важнее Бурдж-Халифы

0
1791
Про токийское метро и калужский лифт

Про токийское метро и калужский лифт

Олег Мареев

Япония – страна сдержанности и подчеркнутого уважения к окружающим

0
5992
Город воды и масок

Город воды и масок

Нонна Верховская

У каждого приезжающего сюда складывается свой "венецианский" миф

0
5743

Другие новости