Известная певица Лариса Долина стала одной из жертв крупного кибермошенничества.
Фото агентства «Москва»
Если подходить к вопросу развертывания информационной войны, то, как журналист, могу сказать, что моей профессии это наносит несомненный вред. Специализируясь на подготовке информации по международным вопросам, я столкнулся с ограничениями в доступе в интернете к определенным сайтам, в том числе известных, информированных и весьма авторитетных немецких изданий. Частично такие меры приняты в России как ответные действия на соответствующий запрет, в данном случае в Германии, ряда российских информационных каналов, вещающих в основном на немецком языке.
Но в пылу борьбы у нас оказались под запретом в том числе и немецкоязычные издания. В этой связи вспоминаются времена Советского Союза, когда некоторые западные радиостанции глушили, но в целом к прессе на иностранных языках относились более толерантно, чем сейчас. Вспоминаются времена моей работы в гигантском газетном комплексе на улице Правды. Все знали, что цензор располагался тогда на шестом этаже, и ему носили гранки готовящихся статей. Компьютеры тогда были еще в большую диковинку и все работали, так сказать, с бумагой и свинцом. Задачей цензора было не допустить разглашения государственных тайн. За идеологией следили как сами главреды, так и соответствующие отделы ЦК КПСС. Да и то, в партийных органах реагировали скорее постфактум, после появления статьи.
![]() |
Телефонное и интернет-мошенничество с развитием систем коммуникаций приобрело невиданные масштабы. Иллюстрация Vecteezy |
Вроде бы опять руководствовались благими намерениями. Мол, мессенджеры, серверы которых находятся за рубежом, занимаются сбором информации о своих пользователях и используются украинскими спецслужбами для противозаконных действий в отношении нашей страны. Конечно, иностранные спецслужбы читают сообщения в таких мессенджерах и анализируют их. Но мои знакомые немцы, например, тоже получают ежедневно через мессенджеры обращения, обрабатывающие их примерно так же, выманивая деньги. Можно вспомнить и весьма распространенные в конце прошлого десятилетия запросы от арабских, латиноамериканских и турецких жуликов насчет крупных наследств, оставшихся без присмотра. Подобные запросы охватывали практически весь мир, и находились, конечно, лица, которые попадались на подобные разводки. Но это в тот период времени к запретам мессенджеров не приводило.
Основной причиной недавнего ограничения голосовых сообщений в известных мессенджерах стали миллиардные потери российских граждан преимущественно пожилого и подросткового возраста, которых под разными предлогами вынуждали расставаться с принадлежащими им финансовыми средствами, а попутно направляли их с помощью обмана и разных психологических трюков на совершение противоправных и даже преступных действий. Причем мошенники используют и мобильную, и даже стационарную телефонную связь. От действий мошенников страдуют и знаменитости, ярким примером стала певица Лариса Долина.
Развиваться подобное мошенничество стало примерно с 2020 года. Но мы опомнились только в последнее время и пошли по пути ограничения работы мессенджеров, поскольку понятно, что телефонную связь ограничить невозможно.
Встает вопрос, можно ли ограничениями популярных мессенджеров снизить количество случаев мошенничества? На первых порах, наверное, можно. Но люди вряд ли откажутся от бесплатных телефонных звонков и будут для этого использовать и социальные сети, и другие доступные им мессенджеры. Сам факт недавно вскрывшегося использования мошенниками нового отечественного мессенджера Max показывает, что мошенники перестраиваются и начинают внедряться и в другие социальные сети и мессенджеры.
Отсюда можно сделать вывод, что запретами ущерб наносится не столько мошенникам, сколько собственным гражданам. Борьба с мошенниками должна вестись скорее методами пропаганды и разъяснения. Например, предложенное недавно самоограничение на получение кредитов резко сужает для мошенников круг их потенциальных жертв. Такую же пользу приносят контроль со стороны ряда банков за переводами крупных сумм и введение ограничений на размеры переводимой суммы. В этом плане меня всегда удивляло количество назойливой рекламы на наших телеканалах. Не лучше ли потратить это время для проведения разъяснительных бесед о мошенниках и применяемых ими схемах. Тут непочатый край работы для представителей Госдумы.