0
5221
Газета Главная тема Печатная версия

30.11.2022 20:30:05

Ромм зрительских симпатий

Зачем нужна была новая книга об авторе кинодилогии о Ленине и «Обыкновенного фашизма»

Тэги: ромм, биография, кино, ленин, физики, визбор, барды, фантастика, стругацкие, шукшин, андрей тарковский, барков, байки, документализм, обыкновенный фашизм, вгик


ромм, биография, кино, ленин, физики, визбор, барды, фантастика, стругацкие, шукшин, андрей тарковский, барков, байки, документализм, «обыкновенный фашизм», вгик Физики, сыгранные Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым, стали в Советском Союзе на многие годы культурной доминантой. Кадр из фильма «Девять дней одного года». 1961

О режиссере Михаиле Ромме написано немало. Это и строгие монографии – киноведческие и биографические. Это и воспоминания многочисленных его учеников, коллег, спутников по жизни. Была ли нужна еще одна книга? Определенно нужна. Во-первых, фигура Ромма настолько многогранна, что сколько ее ни освещай, что-то да останется в тени. Во-вторых, многие работы о нем были написаны еще в советское время и с тех позиций, а позднее предвзятые и ограниченные люди начали огульно ругать его за дилогию о Ленине («Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году») – часто даже не видя этих фильмов и не пытаясь как-то оценить их художественные достоинства. В-третьих, данная конкретная книга интересна еще и тем, кто ее написал… Александр Хорт (заметим в скобках – наш хороший и близкий товарищ, постоянный автор «НГ-EL») не киновед и не историк; он драматург, писатель, причем писатель-юморист, даже пародист, да еще и с большим стажем работы в газетах. Его предыдущие биографические книги так или иначе были связаны с эстрадой и юмором: «По жизни – смеясь. Забавные картинки из жизни артистов эстрады» (2001), «Любовь Орлова» (2007), «Леонид Утесов. С песней по жизни» (2013), «Радости и страсти Николая Эрдмана» (2015), «Смехачи Мейерхольда» (об Эрасте Гарине, Игоре Ильинском и Сергее Мартинсоне, 2018). Остальные его книги – сборники литературных пародий и юморесок, а также повести для детей. Вот и на Михаила Ильича Ромма он смотрит не как на классика советского кино, упаси боже, основателя киноленинианы, а как на невероятно яркого и красивого человека и, как следствие, героя множества историй и баек, героя дружеских шаржей Кукрыниксов.

Нет, конечно, огромную часть того года, который издатели отвели автору на написание монографии, он провел в архивах, однако заглянем в список использованных источников в конце книги: здесь наряду с многотомными собраниями сочинений Евгения Габриловича и Михаила Чехова, работами маститых киноведов Виктора Шкловского, Майи Туровской, Юрия Ханютина находим воспоминания любимцев кинозрителей Андрея Кончаловского, Василия Шукшина, Михаила Козакова, Юрия Никулина, а также статьи из журналов «Юность», «Наука и жизнь», «Нева», «Звезда», «В мире книг», «Лехаим», газет «Вечерняя Москва», «Литературная газета» и, что нам было особенно приятно, – из «Независимой газеты»… Иными словами, Ромм Хорта – это Ромм без галстука, Ромм массового сознания, Ромм зрительских симпатий.

Впрочем, говоря о Ромме, Хорт не забывает и других деятелей советского кино. Вот, например, история о режиссере Сергее Эйзенштейне и председателе Госкино Борисе Шумяцком:

«Встретил его Борис Захарович приветливо, начал предлагать идеи для новых фильмов: то довести до кондиции «Веселых ребят», то экранизировать какую-нибудь пьесу Островского, то еще какую-то дребедень. Слушал его Сергей Михайлович, а потом с самым серьезным видом говорит:

– Есть такой малоизвестный русский классик Барков, ученик Ломоносова. И есть у него грандиозное классическое произведение «Лука». Вещь острая, была запрещена царской цензурой, издавалась в Германии, распространялась подпольно. Вот его бы я охотно экранизировал.

Шумяцкий признался, что не читал…»

Простим Эйзенштейну, что он, как и многие, приписывает Ивану Баркову поэму, которую тот не сочинял. Простим и саму эту шутку. Тогда, в 1935 году, они еще шутили. А в 1938-м Шумяцкого расстреляют.

45-9-16250.jpg
Александр Хорт. Михаил Ромм.
Способ жизни.– М.:
АФК «Система», Политическая
энциклопедия, 2022. – 360 с.
(Страницы советской
и российской истории;
Библиотека АФК «Система»)
Книга Хорта – это произведение в крайне интересном жанре «портрет на фоне». Ведь Михаил Ромм родился 11 января 1901 года, он ровесник ХХ века. И все его перипетии коснулись режиссера: революция, Гражданская война, ударные пятилетки, большой террор, Великая Отечественная война, послевоенное противостояние и борьба за мир, а с ней и борьба с космополитизмом, оттепель, начало застоя…

Хорт, рассказывая о том, как работал над книгой, признался: «Это была очень приятная работа. Потому что я первым делом пересмотрел все фильмы Михаила Ромма». Кинорежиссер снял 14 фильмов – 12 игровых и 2 документальных. Поражает их разнообразие. На слуху дилогия о Ленине и документальный прорыв «Обыкновенный фашизм». Но ведь есть еще и экранизация новеллы Ги де Мопассана «Пышка», и незаконченная «Пиковая дама» по Пушкину. Есть экранизация пьесы Константина Симонова «Русский вопрос». Есть, возможно, первый истерн, то есть советский вестерн – «Тринадцать». Есть шпионский экшен «Секретная миссия». Есть исторические полотна «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Есть так называемая «трилогия о Западе» – «Мечта», «Человек № 217» и «Убийство на улице Данте»… Современные критики могут упрекнуть режиссера за то, что действие этих лент происходит за рубежом, но нужно же помнить о времени, когда снимались эти картины, – как иначе можно было показать то, как фашизм крепнет, прикрываясь патриотическими лозунгами. А ведь именно об этом «Убийство…» – фильм, который кинокритики считают первым подходом Ромма к теме фашизма…

Ну и, конечно, «Девять дней одного года»… Рассказывая о вечере, проходившем в Центральном доме кинематографистов и посвященном 120-летию Михаила Ромма, Александр Хорт вспоминает слова ведущего мероприятия, ученика Ромма, режиссера Вадима Абдрашитова о том, что он «всегда шел в ногу со временем». Вот и тогда Ромм словно прочитал и экранизировал стихотворение Бориса Слуцкого:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли

Мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья –

Наши сладенькие ямбы…

Строки эти датированы 1959 годом, а уже в 1961-м вышел фильм «Девять дней одного года», героями которого стали физики-ядерщики. «Можно считать, – пишет Хорт, – это первый советский фильм об интеллектуалах. Сам Михаил Ильич определил его как фильм-размышление. Киноманы называли «самой шестидесятнической картиной».

Еще до выхода «Девяти дней» в прокат делегация мосфильмовцев повезла фильм на творческие встречи с моряками Северного флота. На обсуждении один юный матрос сказал:

– Это картина о трудягах-интеллигентах».

45-9-2480.jpg
Генерала делает свита, а режиссера –
съемочная группа. В данном случае – фильма
«Ленин в октябре».  Фото из книги
И ведь он абсолютно прав, этот матрос... В 1962-м фильм получил главный приз «Хрустальный глобус» фестиваля в Карловых Варах… Конечно, уже писали свои песни будущие доктор физико-математических наук Сергей Никитин и доктор технических наук Виктор Берковский, а также выпускники пединститута Юрий Визбор и Юлий Ким. Но неизвестно, стали бы они столь популярными, если бы именно благодаря фильму Ромма люди точных наук и технических профессий не стали в Советском Союзе настоящей культурной доминантой. Писатель-фантаст Владимир Михайлов признавался, что именно после выхода этой картины расцвела так называемая третья волна советской фантастики, волна 60-х. Именно тогда вокруг редакции научно-популярной и научно-фантастической литературы издательства «Молодая гвардия», возглавляемой Сергеем Жемайтисом и Беллой Клюевой, сплотился круг молодых фантастов, в который входили Ариадна Громова, Александр Мирер, Рафаил Нудельман, Дмитрий Биленкин, Еремей Парнов, Михаил Емцев и, конечно, надолго определившие развитие этого направления в литературе братья Стругацкие…

Ну и конечно, заметное внимание Александр Хорт заостряет на теме «Ромм-учитель». «Режиссеры – штучный товар. Считается, если из десяти студентов в итоге получится пара громких имен, это уже означает успех мастера… У Ромма этот показатель, иначе говоря, коэффициент полезного действия, раза в два выше, его учениками были Тенгиз Абуладзе, Григорий Чухрай, Александр Митта, Арсений Тарковский, Сергей Соловьев, Владимир Басов…» А еще Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Глеб Панфилов, Игорь Таланкин Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, Борис Яшин, Юлий Файт, Никита Михалков, Виктор Титов, Динара Асанова, упомянутый выше Вадим Абдрашитов…

И ведь какие они все разные. И в каждом Ромм увидел талант и помог его раскрыть... Не будем определять, какая в этом доля правды, но во ВГИКе рассказывают байку о том, как в один год в мастерскую Ромма поступали Тарковский и Шукшин. И обоих мастер спросил о чем-то связанном с «Войной и миром» Толстого. Тарковский прочитал наизусть несколько страниц, а Шукшин пробубнил что-то вроде «Я толстых книжек вообще не читаю…» Ромм, как известно, принял обоих… Что-то похожее рассказывает в своей книге и Хорт. Но совсем не так, по-особенному…

Так что нужна эта книга. Нужна.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Золотая пальмовая ветвь" не обошлась без российского олигархата

"Золотая пальмовая ветвь" не обошлась без российского олигархата

Светлана Хохрякова

Главного героя картины-лауреата сыграл Юра Борисов

0
2373
Товарищ майор вступает в игру со злом и самолюбием

Товарищ майор вступает в игру со злом и самолюбием

Наталия Григорьева

В новой части отечественной комикс-франшизы супергерой-полицейский Гром борется с собственным эго

0
1896
Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Авторы "Незабытых историй Победы" получили награды на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Масштабный проект Департамента национальной политики Москвы объединил десятки тысяч россиян

0
2901
Подсчитаны средние доходы работников кино

Подсчитаны средние доходы работников кино

Вера Цветкова

Новинка теленедели – скетчком "Светлаков+" с любимыми персонажами из "Наша Russia"

0
2818

Другие новости