0
1131
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

13.09.2007 00:00:00

Свой среди чужих

Тэги: есин


Вы помните финальные сцены рязановской «Карнавальной ночи»? Если внимательно всмотреться в лица псевдотружеников, беззаботно пирующих на общем плане, то в глубине зала не раз промелькнет знакомое (особенно если вы некоторое время учились в Литературном институте) лицо двадцатилетнего юноши, вальсирующего между столиками, заваленными конфетти и грудой бутафорских яств. Узнать в безусом денди будущего автора «Имитатора» трудно, и все же от заинтересованного взгляда не ускользнет некоторая чужеродность этой фигуры среди задорной комсомольско-вакхической свистопляски.

Никто, надеюсь, не станет отрицать: нынешняя культтусовка, гнусящая «гимны обеду» на фоне залатанных нефтедолларами декораций действительности, переполнена вечно неудовлетворенными, разнообразно выпячиваемыми амбициями людей, зачастую обладающих весьма скромным дарованием, сниженным представлением о нравственности, феноменально близоруких во всем, что касается метафизики искусства. Вписаться в плеяду «своих» здесь гораздо труднее, чем мимикрировать под кинематографическую массовку полувековой давности. Любой персонаж, замеченный публикой и критикой, а тем более занимающий административную должность, моментально становится объектом агрессивно-враждебного или назойливо-подобострастного внимания лиц, так или иначе заинтересованных в его вынужденной реакции на их провокационное беспокойство.

В бытность свою ректором Литературного института Сергей Есин получил полный набор такого рода «удовольствий» – от льстивых похвал до анонимных пасквилей. Не мое дело – судить о хозяйственной деятельности бывшего ректора; необходимо понять, что под его руководством институт долгие годы боролся за выживание в обстановке стремительной коммерциализации и примитивизации литературы. Насколько мне известно, проблемы вуза решались практически благодаря авторитету Есина в кругах далеких и от искусства, и от понимания отдаленных перспектив, связанных с профессиональным обучением будущих литературных работников.

Неудивительно, что статус ректора, его общественная деятельность совершенно затемнили для многих более важное и ценное – творчество Есина последних пятнадцати лет, его романистику и мемуаристику. Роман «Имитатор», принесший писателю широкую известность на заре перестроечной эры, давно уже стал притчей во языцех. Некоторые, вероятно, помнят, что он расходился в фотокопиях наряду с «Мастером и Маргаритой» Булгакова и «Альтистом Даниловым» Орлова. А между тем и до и после «Имитатора» Есиным были созданы произведения, заслуживающие, на мой взгляд, не меньшего читательского внимания. На свой вкус назову «Мемуары сорокалетнего» (1984), изумительную повесть «Стоящая в дверях» (1992), роман «Затмение Марса» (1995), цикл рассказов «Хургада» (2004) – саркастическое сказание о курортных похождениях новой русской провинциал-буржуазии и, наконец, роман «Марбург», вышедший осенью 2005 года в журнале «Новый мир». Это последнее из опубликованных на сегодняшний день произведений наглядно демонстрирует жизнеспособность не только Есина-автора, но и основного есинского героя – интеллигентного очевидца в мутном водовороте сменяющихся эпох.

Несколько особняком стоят его книги «На рубеже веков» (2001) и «Далекое как близкое» (2007), в которых собраны дневниковые записи за шесть лет – хроника институтской, светской и личной жизни. Вслед за Буниным наш автор склонен, пожалуй, несколько преувеличивать перспективы этого жанра, считая его, кажется, наиболее прогрессивным направлением в литературе. Приходится, однако, констатировать, что немалое количество нынешних читателей Есина интересуются прежде всего его дневниками.

Новый роман «Твербуль, или Логово вымысла», вышедший недавно в журнале «Юность», повествует о знаменитом герценовском доме, его прошлых и нынешних обитателях. Эта фантасмагория чем-то напоминает «Имитатора», но в более узнаваемых декорациях и на ином уровне жизненного и профессионального опыта.

Несмотря на продолжающееся активное хождение в тусовку и двадцатилетнее пребывание в Литинституте, Сергей Есин так и не стал нигде вполне «своим». На празднике жизни он продолжает в одиночку вальсировать между крайностями и противоречиями, возникающими на каждом витке исторического времени. Это дает ему редкую возможность игры с людьми и судьбой, но уже в одной из главных ролей и под пристальным объективом совсем другого режиссера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
776
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
797
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
677
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
624

Другие новости