0
7957
Газета Я так вижу Печатная версия

08.06.2022 19:05:00

Клубок под названием "обществоведение" пора распутать

Тоска по практическим критериям

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: средняя школа, обществознание, задачи, родина, патриотизм


средняя школа, обществознание, задачи, родина, патриотизм Говорить о возможности профильной подготовки школьников по экономике или праву на уровне всей страны пока крайне преждевременно. Фото PhotoXPress.ru

Перемены в жизни общества затрагивают все слои наших граждан. Включая подрастающее поколение. Именно сегодня особенно важно наметить новые ориентиры для российской молодежи. И в первую очередь это задача средней школы. Можно ли это сделать? При желании, безусловно, можно.

Начнем с гуманитарной сферы. Есть в школе предмет, который называется «обществознание». Придумал такое название советский и российский педагог Леонид Боголюбов (умер в 2018 году), под редакцией которого в течение многих лет разрабатывались учебно-методические комплексы по этому предмету для 6–11-х классов. Что же изучают по обществознанию в школе? Как ни странно, все подряд.

Как сказал Морж из замечательной сказки Льюиса Кэрролла, «пришло время потолковать о многих вещах: о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и о королях». Несколько более тесно, но не прямо связаны между собой отдельные темы обществознания: право, политика, экономика, социология, религия, философия и кое-что еще. Все это в одном учебнике. Все это в одном экзамене.

Зато олимпиадное движение более рационально. Например, Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» (организаторы – НИУ «Высшая школа экономики» и другие ведущие вузы страны) проводит олимпиады отдельно по политологии, праву, социологии, философии и экономике. И это представляется лично мне вполне рациональным подходом. Ну действительно, плохо сочетаются бухгалтерия с философией!

Что я здесь мог бы предложить? Для начала определить критерии обучения. Не формальные критерии, а практические. Школьник должен знать свою ответственность (административную, гражданскую, уголовную)? Должен. Значит, нужно право в необходимом для применения в жизни объеме. Школьник должен также понимать экономику домохозяйства (по-русски – семьи), а не структуру налогов и законы спроса и предложения. Рановато в 15 лет для таких законов, как мне кажется.

Школьник должен понимать, что такое его страна, что такое Родина, что такое патриотизм и как можно этот патриотизм проявить. При этом школьнику не обязательно знать тонкости выборов (особенно в англосаксонских странах, которые сегодня признаны недружественными). И уж совсем необязательно школьнику изучать основные философские доктрины, которые и не каждому взрослому человеку под силу.

Итак, если критерии практические, то на выходе школьник получает знания и умения, необходимые для его собственной молодой жизни. А то ведь некоторые российские дети реально думают, что деньги берутся в тумбочке.

Исходя из критериев, можно преобразовать программы обучения. Я бы ушел от коктейля под названием «обществознание» и разделил предмет если не на отдельные части, что очень сложно сделать практически, то хотя бы на отдельные направления обучения. Надо отметить, что для каждого такого направления нужен свой специалист (например, юрист для права или экономист для экономики). И такие специалисты реально работают в некоторых классах некоторых школ! Это классы социально-экономического профиля.

Однако говорить о возможности профильной подготовки школьников по экономике или праву на уровне всей страны пока крайне преждевременно. Кто является учителем обществознания чаще всего? Учитель истории. Имеющий такое же отношение к экономике и праву, как я к балету. И заменить такого учителя в малых городах и в сельской местности обычно некем. А в больших городах юристы и экономисты не очень стремятся в среднюю школу. Как, впрочем, математики и IT-специалисты.

На мой взгляд, необходим государственный подход к этой проблеме. Я не знаю, что тут лучше делать: обязать чиновников (среди них есть экономисты и юристы) хотя бы раз в месяц вести занятия в школах в порядке шефской помощи или установить совершенно другие привлекательные расценки для специалистов из реального сектора. Возможно, есть и другие варианты изменения ситуации. Но менять ее надо. 


Читайте также


ЛДПР думает над поглощением "Родины" и "Гражданской платформы"

ЛДПР думает над поглощением "Родины" и "Гражданской платформы"

Дарья Гармоненко

После смерти Жириновского его партия ищет новую точку опоры

0
1890
Аэропорты Краснодара и Анапы потеряют до 8 миллионов пассажиров в 2022 году

Аэропорты Краснодара и Анапы потеряют до 8 миллионов пассажиров в 2022 году

Андрей Гусейнов

ГК «Аэродинамика» предлагает открыть воздушные ворота кубанской столицы

0
4055
Политический пейзаж во время битвы

Политический пейзаж во время битвы

Сергей Макин

Во время спецоперации от российских денег потребовался больший патриотизм

0
2919
Герои рождаются на полях сражений

Герои рождаются на полях сражений

Олег Фаличев

А обыватель следит за медийными клоунами

0
3511

Другие новости