0
8648
Газета Я так вижу Интернет-версия

27.09.2022 17:08:00

Что не так с русским языком в России и Казахстане

Осторожно! Наши народы настойчиво и изощрённо стараются рассорить

Андрей Выползов

Об авторе: Андрей Выползов, руководитель Центра по развитию прикладных геополитических исследований на евразийском пространстве "Стан". Калининград

Тэги: казахстан, русский язык, общество, политика, токаев


казахстан, русский язык, общество, политика, токаев Фото автора

В последние дни на российских интернет-просторах очень много читаю о Казахстане. Тема нынче модная, тут тебе и наши дезертиры, и новоиспечённая Астана, и даже Папа Римский. Нам бы в сегодняшний нелёгкий час сродниться с большим южным соседом – ведь столько вместе прожили-пережили, но нет – выискиваем к чему придраться. Бьём наотмашь, не рассусоливая.

Главная претензия таких задирал к казахам одна: мол, запрещают русский язык. «Потихоньку, без воплей о борьбе с российской агрессией». Это я сейчас процитировал одну уважаемую российскую газету, корреспондент которой на днях вернулся из Казахстана, как он выразился, «в смешанных чувствах». Но, читая этот репортаж из Астаны, смешанные эмоции возникают, наоборот, у читателей. Так и хочется сказать устами киногероя – ну ведь врёшь, собака!

Например, тут: «Нет, формально и Токаев, и любой чиновник на публичном выступлении всегда ввернёт пару фраз по-русски: мол, страна у нас нейтральная, в ней живут представители разных этносов и религий». Ну не «вворачивают» ни Токаев, ни премьер, ни министры, ни депутаты Мажилиса русские словечки в свою речь. Хоть тресни! Они разговаривают на великом и могучем – как на официальных мероприятиях со сцены, так и в кулуарах с ослабленными галстуками. Да, открывают конференции и саммиты на государственном, казахском языке, но рабочим остаётся русским. Сам видел это не раз и не два.

Озвучу вообще крамольное для россиян наблюдение: у казахской молодёжи, получившей высшее образование, русский язык намного чище и богаче. Без англицизмов, фени и сортирщины. Опять же сам слышал не раз и не два. Но почему-то нам в России и это не нравится.

Позволю небольшой исторический экскурс. Польша, возле которой я живу, как и Казахстан, когда-то была частью нашей страны. И русский язык поляки знали как Ojcze nasz. Так вот, сегодня если кто-то из панове говорит на русском языке, пусть и с заметным акцентом, в Москве на него разве что Богу не молятся, приглашая на пропагандистские телешоу и просто околополитические застолья. А здесь под боком живёт даже не близкий генетически славянам народ, исповедующий не объединяющее русских и поляков христианство, но прекрасно говорящий на русском. Если выразиться образно, то к знающим русский язык полякам (немцам, чехам и прочим европейцам) мы относится как к хрустальной вазе, которую нужно держать на витрине, периодически вытирая пыль, а к русскоязычным казахам – как к глиняному горшку, место которому – подвал, третья полка слева. Почему так?

Кстати, в этой увязке и смешно, и горько читать интервью депутата Госдумы, первого зампреда комитета по делам СНГ Константина Затулина о том, что Казахстан «вступил на довольно скользкий путь», потому что там «демонстрируют теперь, что готовы подчиняться тем правилам, которые устанавливает Запад». Смешно и горько, потому что тем самым «западным правилам» мы, россияне, следовали ещё вчера. А некоторые продолжают и сегодня. Взять хотя бы ту же языковую тему, но уже в России – засилье витринной латиницы. Мой знакомый поляк, побывавший в Калининграде, пришёл в шок от английских и немецких аршинных букв в городе. «И после этого вы смеете говорить, что Польша лежит под англосаксами?» - по-дружески пнул меня пан. Действительно, наверное, сначала надо в родном доме разобраться, на каком языке мы разговариваем и пишем, а потом уже лезть в соседний огород.

Лыко в строку: в дискуссиях о судьбе русского языка в Казахстане постоянно всплывают «языковые патрули». Дескать, пещерный национализм, пятое-десятое. Но те, кто каждый раз педалирует эту тему, не понимают (надеюсь), что перед ними чистой воды штамп, живущий, к сожалению, своей жизнью. Как, скажем, для американцев, что все русские пьют водку. И ведь уже никто не вспомнит, что речь шла об одном провокаторе (чуть позже – его последователе), который выкладывал свои дурацкие ролики ещё до пандемии. И висели они долгое время в «Ютубе» никем не просматриваемые как низкосортный шлак. А обнародованы были словно по щелчку, став в сознании людей исключительно массовым явлением. Лично для меня очевидно, что это манипуляции, преследующие цель рассорить наши народы.

И последнее. Перед самым новым, 2021-м годом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в закон о государственном языке в визуальной информации. На дворе уже осень, и каждый раз знакомые в Москве по моему возвращению из Казахстана: «Ну что, полностью запретили вывески на русском языке?» И будто радуются. С чего, спрашиваю, взяли? Этот закон упорядочивает применение казахского языка, а не русского. Русский никто не запрещает, тем более на государственном уровне (как это сделали в Прибалтике и Украине). Я даже специально начал фотографировать витрины в Кустанае, Астане, Караганде, Алма-Ате, чтобы не быть голословным: «Пельмени да кушанье», «Наша дача», «Прага», «Роскошный дом» и пр. Всё на русском да на кириллице. Не все верят.

Такова сила штампов.


Читайте также


Во время Всемирных игр кочевников могут пройти политические переговоры

Во время Всемирных игр кочевников могут пройти политические переговоры

Виктория Панфилова

Соревнования в Казахстане хотят поднять на уровень Олимпиады

0
1391
Возможен ли пересмотр внешнеполитических приоритетов Америки

Возможен ли пересмотр внешнеполитических приоритетов Америки

Владимир Пряхин

О курсе Вашингтона в стратегическом треугольнике США–Китай–Россия

0
1767
Возможность монетизации партсписков сокращается

Возможность монетизации партсписков сокращается

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Очевидный спонсор КПРФ на проходном месте пока замечен только в одном регионе

0
1514
Чистый экспорт призывают использовать для развития России

Чистый экспорт призывают использовать для развития России

Михаил Сергеев

Текущее торговое сальдо 2024 года уже превысило 50 миллиардов долларов

0
2469

Другие новости