Фото сайта russiacalling.ru
События прошлой недели показали высокую заинтересованность российских предпринимателей в достижении понимания поворотов денежно-кредитной политики собственного государства. Неоправдывающиеся прогнозы ЦБ, весьма спорная официальная риторика его чиновников оказались в центре внимания на форуме ВТБ «Россия зовет!», который проходил в прошлый вторник в Москве.
Непонимание бизнесом политики Центробанка на языке банкиров называется «сбоем коммуникации с рынком». Но этого «сбоя коммуникации с рынком» в последних решениях ЦБ, оказывается, не было, объявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме ВТБ. «Повышение прогнозной траектории – это пересмотр наших ожиданий по ключевой ставке. Тем не менее этот прогноз предполагает продолжение смягчения денежно-кредитной политики, пусть более медленными темпами, чем мы до этого ожидали в своем предыдущем прогнозе, чем ожидали рынки. И, на мой взгляд, рынки абсолютно корректно отреагировали на такое уточнение прогноза», – сказала она. Банк России в октябре уточнил прогноз по средней ключевой ставке на 2025 год до 19,2% с 18,8–19,6%, на 2026 год – повысил до 13–15% с 12–13%. По ее мнению, сбоя коммуникации в октябрьских решениях ЦБ не было. «Что такое сбой коммуникации? Сбой коммуникации – это когда рынки реагируют иначе, нежели ждет регулятор. Мне кажется, здесь проблем с этим не было», – отметила глава Банка России.
Удивление чиновников действительно вполне оправданно. Ведь ЦБ регулярно – уже не первый и не второй год – заверяет рынки в скором достижении желанного уровня инфляции в 4% и в нормализации своей денежной политики. И эти прогнозы также регулярно (уже не первый и не второй год) не оправдываются, к чему, казалось бы, можно было уже и привыкнуть.
«Что касается цели инфляции в 4% – мы считаем, что это достижимо в следующем году, и мы проводим политику, чтобы этого достичь», – обещала в сентябре прошлого года Эльвира Набиуллина. Сегодня текущий годовой уровень инфляции ЦБ оценивает в 7,7%. И в декабре 2025 года глава ЦБ уже объясняет, что аномально жесткая кредитная политика вызвана не стремлением снизить инфляцию до желанных 4%, а слишком низкой безработицей в РФ.
По ее словам, логика повышения производительности за счет новых инвестиций «работает, только если есть свободные физические ресурсы, прежде всего рабочая сила, и тогда они могут быть задействованы при новом финансировании и дать действительно прирост потенциала». «Если же физические ресурсы задействованы практически полностью, то за счет этого ресурса будет переманивание и перераспределение физических ресурсов с одного предприятия на другое», – объясняет Набиуллина.
Но российские предприниматели прекрасно знают, что Россия – это не единственная в мире страна с низкой безработицей. Но в других странах с такой же низкой безработицей почему-то не применяются те меры подавления экономической активности, которые используются сегодня в РФ. Так, например, в Польше безработица составляет около 2,5%, что почти совпадает с российским уровнем в 2,2%. Но в Польше ставка местного Центробанка составляет 4,5% годовых, а совсем не 20% или 16,5%, как в России. В Чехии или на Филиппинах безработица также похожа на российскую (2,6% и 2,2% соответственно). Но годовые ставки центральных банков в этих странах также и близко не похожи российские (они составляют 3,5% в Чехии и 4,75 на Филиппинах). В списке стран с низкой безработицей и низкими кредитными ставками – десятки названий. И все они показывают крайнюю неубедительность ссылок российских чиновников на безработицу как на главную причину нынешней жесткой политики подавления экономической активности в РФ.
По итогам 10 месяцев 2025 года в России сохранился рост ВВП в 1% в год, хотя еще в мае этого года правительство РФ планировало сохранить рост экономики на уровне 2,5%. Прогнозы Минэкономразвития относительно роста российского ВВП на уровне 2,5% в 2025 году абсолютно реалистичны, утверждал в мае 2025 года в интервью телеканалу «Россия 1» глава ведомства Максим Решетников. В конце августа этого года глава Минфина Антон Силуанов обещал президенту РФ Владимиру Путину, что рост ВВП России в 2025 году составит не менее 1,5%.
Гораздо быстрее, чем валовой внутренний продукт, в нашей стране сокращаются вложения в основной капитал. В последнем докладе Росстата говорится, что инвестиции в РФ в третьем квартале упали на 3,1% по сравнению с тем же кварталом 2024 года. В целом за январь–сентябрь 2025 года Росстат оценил рост вложений в основной капитал по сравнению с январем–сентябрем 2024 года в 0,5%. Для сравнения: за 2024 год рост инвестиций в основной капитал, по данным Росстата, был на уровне 7,4% после подъема на 9,8% в 2023 году и на 6,7% в 2022-м.
По правительственным планам, падение инвестиций в нашей стране в будущем году составит от –0,5% до –1,3%.
ЦБ РФ не видит рисков спада в экономике, в целом она показывает хорошие темпы роста, хотя ситуация и различается по отдельным отраслям, заявил в прошлый четверг директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Ганган (см. «НГ» от 04.12.25).
Надежду на сохранение стабильности экономики РФ дают последние отчеты международных аналитиков об устойчивости российского нефтяного экспорта. Влияние американских санкций на крупнейшие нефтяные компании РФ будет значительным, но временным, заявили эксперты компании Kpler в прошлую среду.
Российская нефть по-прежнему остается экономически привлекательной для основных импортеров, поэтому у них нет экономических стимулов для отказа от российских поставок. К тому же страны-импортеры «не хотят выглядеть зависимыми от политики США». В результате настоящая пауза в закупках, по прогнозам аналитиков, может продлиться до конца января 2026 года. Однако «российские баррели все равно найдут свой путь на рынок», заключают эксперты компании Kpler.
Средняя стоимость основного российского экспортного сорта нефти Urals, используемая для налогообложения, в ноябре снизилась до 44,87 доллара за баррель, что на 16% меньше, чем в октябре. Об этом в среду сообщило Минэкономразвития России. По сравнению с тем же периодом прошлого года условная расчетная цена снизилась почти на треть.

