0
831
Газета В мире Интернет-версия

11.03.2000 00:00:00

Грозят ли Испании идеи Ленина?

Хуан Кобо

Об авторе: Хуан Кобо - собкор РИА "Новости" в Испании.

Тэги: Испания


Премьер-министр Хосе Мариа Аснар приватизацией госпредприятий внес свой вклад в экономическое оживление Испании.
Фото из журнала "Шпигель" (агентство "Фокус")

"МНОГИЕ из нас думали, что устаревшие левые идеи, которые ввергли в полную нищету страны Центральной Европы и бывший Советский Союз, умерли. Но они снова поднимают голову в Испании. Там сейчас слышны такие левые формулировки, которые не звучали со времен Владимира Ленина".

Так писала на днях респектабельная газета "Уолл-Стрит джорнел". "Ставка, которая разыгрывается 12 марта, очень велика, - предупреждала она читателей. - Любому, кто пожелает убедиться, что испанские всеобщие выборы в марте вовсе не являются событием локальным, следует присмотреться к тому, что собирается сделать левая оппозиция, если придет к власти".

Одним словом, если верить известной американской газете, "призрак" снова "бродит по Европе" и вот-вот спустя десятилетие может материализоваться в Испании.

Новые испанские олигархи

Что же именно вызвало такую панику? На поверку оказывается, что страхи "Уолл-Стрит джорнел" основаны всего лишь на том факте, что, как она сообщает, в Испании "социалисты собираются ввести повышенный налог на приватизированные компании".

Действительно ли так велика эта опасность?

В Испании, где еще со времен Франко сохранился очень мощный госсектор, как и повсюду малоэффективный, только с 1996 года, когда к власти пришло правительство Народной партии консерваторов во главе с Хосе Мариа Аснаром, были приватизированы 43 бывших государственных компании, из которых более половины входят в список наиболее крупных в стране. После приватизации они, как обычно случается, стали более рентабельными, внесли свой вклад в экономическое оживление, которое сейчас наблюдается в стране. Однако в связи с этим возникли и немалые проблемы.

Одна из них заключается в том, что, хотя часть акций этих предприятий и продавалась населению, руководство новых частных компаний продолжало оставаться в руках назначенных правительством высокопоставленных государственных чиновников. Таким образом, правительство, как тут принято говорить, "указанием пальца" назначало новых промышленно-финансовых олигархов. После чего те автоматически превратились в финансовых магнатов-мультимиллиардеров. Эти "новые испанцы", как и при предыдущей администрации Испанской социалистической рабочей партии во главе с Фелипе Гонсалесом, призваны, как многие тут считают, превратиться в опору правящей партии. Опору очень важную не только с финансовой точки зрения: этих олигархов, как старых, так и новых, испанцы причисляют к "подерес фактикос" (фактической власти) - здесь, и не без основания, полагают, что политики приходят и уходят, а финансово-промышленные магнаты остаются.

Однако на все это испанская общественность реагировала довольно вяло, пока в конце прошлого года не разразился скандал с самой крупной в стране входящей в мировую элиту телекоммуникационного бизнеса компанией "Телефоника". Ее и до денационализации очень не любили: пользуясь своим монопольным положением, она взвинтила цены за телефон и другие средства связи, сделала их самыми дорогими в развитом мире, часто высокомерно-хамски обращалась с рядовыми клиентами. Но и после приватизации она сохранила многие свои монопольные позиции.

Скандал, вызвавший в Испании бурное и практически всеобщее негодование, был связан с тем, что компания сообщила: она намерена наградить за успешные показатели в работе каждого из 100 своих ведущих менеджеров привилегированными акциями в сумме 800 миллионов песет (без малого 5 миллионов долларов). Этой суммы, как тут подсчитано, хватило бы на ежегодную выплату пособий 15 тысячам безработных (а Испания, напомним, занимает первое место в Европейском cоюзе по безработице, причем многие безработные годами ничего не получают от государства).

Подавляющее большинство испанцев, как выяснилось, считает: капитализм - это хорошо, но он должен действовать в разумных, контролируемых государством рамках.

Неверный друг премьера

Масла в огонь всей истории подлило то, что премьер Аснар еще до приватизации "Телефоники" назначил ее президентом-управляющим своего близкого друга Хуана Вильялонгу. Оба они - выходцы из самых "сливок" испанского высшего общества, учились в одном классе самого привилегированного в Мадриде колледжа Пилар, всегда дружили семьями. Благодаря такому "блату" Вильялонга после приватизации компании в одночасье стал крупнейшим финансовым магнатом.

Поскольку разразившийся скандал бил по самому премьеру, да еще в преддверии всеобщих выборов 12 марта, он, как сообщают информированные источники, не раз пытался дружески уговорить бывшего однокашника и друга дома пересмотреть свое решение о "премиальных" или хотя бы отложить его до того, как пройдут выборы. Однако в прошлом веселый и бесшабашный друг детства, которого все считали симпатичным гулякой-плейбоем, мало пригодным для большого бизнеса, почувствовав вкус больших денег и власти, неожиданно трансформировался в угрюмую "акулу капитализма". И стал следовать действующей и за Пиренеями философии: "Дружба дружбой, а денежки - врозь!"

Когда же Аснар стал сильнее давить на него, то новоиспеченный олигарх вышел из повиновения. Мало того, затем повернулся к прежнему другу спиной, сговорившись со злейшими врагами и основными, практически единственными соперниками премьера на предстоящих выборах - социалистами.

А затем в начале февраля последовал поворот, который поверг страну в полный шок: "Телефоника" объявила о слиянии со вторым по величине в стране испанским банком "ББВА". Это означает возникновение в стране гигантского предприятия, не имеющего равных себе по финансовой и технологической мощи - своего рода гигантской грыжи на теле испанской экономии, которую здесь именуют не просто сверхмонополией, а олигополией.

Эта операция, как утверждают ее многочисленные противники, нарушает антимонопольное законодательство и свободу конкуренции. Причем ведет и к чрезмерному контролю новой олигополии над многими телевизионными и другими СМИ, столь важными сейчас в Испании, как и в любой стране мира, в качестве рычагов власти.

ОЧень правые социалисты

Грандиозный скандал стал настоящим подарком для испанской соцпартии, превратившей эту проблему в стержень своей избирательной кампании. До этого социалистам трудно было что-либо противопоставить своим соперникам. По большому счету в области внешней политики обе партии придерживаются курса на атлантическую солидарность со всеми вытекающими из этого обязательствами перед США и внутри Европейского союза, во внутренней, - на доктрину экономического неолиберализма, который с теми или иными нюансами обязательны во всем западном мире.

Разница, правда, в том, что социалистическое правительство Фелипе Гонсалеса, правившее с 1982 по 1996 год, осуществляло эту политику так, что завело страну в экономический и политический тупик. А правительство Аснара, члены которого имеют больший административный опыт, показало себя гораздо более эффективным. Хотя на нынешнем премьере и висит тот грех, что он назначил школьного друга олигархом - да не только этот, - у него есть заслуги, на которые он вправе сослаться. Его правительству удалось добиться не только политической стабильности, но и экономического оживления в Испании, а также прогресса в социальной сфере: безработица сократилась с 25 до 15 процентов, снизились налоги на самые несостоятельные слои населения, увеличены минимальные пенсии. Не говоря уже о том, что консерваторы пока не запятнали себя скандалами с широкомасштабной коррупцией и грубыми нарушениями законности, которые привели к поражению социалистов на выборах четыре года назад.

Историю с "Телефоникой" и "ББВА" социалисты теперь пытаются превратить в свой козырь в борьбе за голоса, представляя консерваторов "лакеями капитала", а себя - "защитниками народа", хотя, как это ни парадоксально, правое правительство Аснара проводило более "левую" политику, чем социалисты в прошлом. И то ли намеренно, то ли нет, но ощущение такое, что президент "Телефоники" подыгрывает социалистам, давая им все новые поводы для раздувания скандала. Несмотря на всеобщие протесты, Вильялонга все же решил выплатить себе и своим менеджерам пресловутые акции 25 февраля - аккурат в тот день, когда официально началась избирательная кампания. А 3 марта добился от правительства согласия на слияние "Телефоники" и "ББВА", хотя на эту сделку наложены некоторые несущественные ограничения.

Эти решения эмоционально очень сильно действуют на большинство испанцев. Ведь при том, что дела в стране шли хорошо, их, взывая к гражданской совести, все время уговаривали не требовать очередного увеличения зарплаты ради блага всей страны, их убеждали, что это даст возможность увеличить "пирог" национального богатства, а со временем позволит увеличить и долю каждого испанца от этого пирога.

"О каком справедливом распределении национального богатства может идти речь? - пишет один из лучших в Испании аналитиков популярный писатель Франсиско Умбраль. - В Испании около 20 процентов многодетных семей живет в бедности, как при диктатуре Франко в годы после гражданской войны, а тут зарвавшийся банкир, да к тому же друг Аснара, хапает миллиарды и, того гляди, смоется с ними в какой-нибудь налоговый рай рядом с Майами. И все финансовые достижения правительства рушатся как карточный домик. Аснар дал непомерную власть Вильялонге, а тот вот-вот испортит премьеру выборы, которые он, казалось бы, уже выиграл".

* * *

При таком раскладе возглавляющий список соцпартии кандидат в премьеры Хоакин Альмуния стремится набрать очки, обещая избирателям в случае прихода к власти ограничить аппетиты зарвавшихся олигархов, хотя в прошлом социалисты этого никогда не делали и едва ли сделают, если победят на выборах. Именно эти популистские декларации и напугали "Уолл-Стрит джорнел". Хотя, судя по всему, о победе "вечно живых идей Ленина" в Испании говорить явно рано.

Мадрид


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1363
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1137
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1604
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1383

Другие новости