0
730
Газета В мире Интернет-версия

07.10.2000 00:00:00

Россия признала Коштуницу президентом

Тэги: югославия, коштуница


югославия, коштуница Коштуница принял власть, оброненную Милошевичем, из рук народа, эту власть поднявшего.
Фото получено по каналам Интернета

РОССИЯ признала новую власть в Белграде. Вчера министр иностранных дел России Игорь Иванов, вылетевший со срочной миссией в югославскую столицу, от имени президента Владимира Путина официально поздравил Воислава Коштуницу с победой на президентских выборах в Югославии. Это действительно последняя черта, подведенная под спором о власти в СРЮ после выборов. После признания победы Коштуницы Россией не осталось никаких причин для сомнений, что Слободан Милошевич не может претендовать более на руководство страной. Революция завершилась - не в рамках существующего закона, но, как бы то ни было, теперь ее лидеры обрели легитимность.

Несмотря на почти окончательную ясность, внесенную в события в Югославии визитом Иванова, остается несколько вопросов. Насколько верно и последовательно повела себя Россия? Что необходимо сделать, дабы с приходом новой власти в Белграде Югославия осталась дружественной России страной? Какова дальнейшая судьба Милошевича? Не создадут ли белградские события прецедента, который в будущем будет давать основания говорить о законности взятия власти демократией, но не демократическими методами, без соблюдения всех формальностей демократических же процедур?

Первое. Конечно, Россия вела себя весьма непоследовательно, и позавчерашнее полуночное выступление президента Путина своей растерянностью подтвердило это. Путин не сказал тех слов, которых ждали от него, возможно, не только в России и Югославии, но и на Западе. Он не сказал, какое решение кризиса предлагает Москва. Вчера эта ошибка была исправлена - Россия наконец определилась. Причем это было сделано после личной встречи Иванова и Коштуницы, то есть, как и предсказывала "НГ", признание тех или иных результатов выборов в Югославии официальные российские представители сделают лишь после ознакомления с документальными доказательствами победы того или иного кандидата. Видимо, так и произошло. Вместе с тем, по данным "НГ", министр вылетал из Москвы с четкой задачей - признать Коштуницу победителем. Конечно, ему были предоставлены самые широкие полномочия, как вчера еще раз подтвердили в Кремле, но тем не менее основная линия поведения у министра была до переговоров в Белграде. И примечательно, что он поздравил нового югославского лидера с победой еще до встречи со Слободаном Милошевичем.

Непоследовательность позиции России, выразившаяся сначала в признании официальных данных Центризбиркома, а затем в поздравлении Коштуницы, вызвана не только ее старыми связями с Югославией Милошевича, но и некоторыми принципиальными моментами, на которых базируется внешняя политика, - речь идет о принципах суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Причем если в конкретном вопросе о власти в Югославии эти принципиальные позиции сдерживали свободу маневра, то в более общих, глобальных аспектах той же самой проблемы эти принципы доказали свою верность и эффективность. Лучшим тому подтверждением стало заявление президента... США Билла Клинтона, который сказал, что Вашингтон не станет применять силу против Югославии, каким бы ни был исход противостояния в Белграде. И это - следствие того, что через год после натовской агрессии на Балканах в США осознали верность занятой тогда Москвой жесткой позиции против военного вмешательства. И следствие активной работы российских дипломатов в этом году, доказавших-таки на примере нынешней ситуации в Косово пагубность и неэффективность военного решения внутренних конфликтов.

Но что касается отношения к Коштунице, то можно констатировать: в Москве его "пропустили". Ведь все наши аналитики, в том числе и в МИДе, накануне выборов достаточно уверенно предсказывали победу Милошевича, причем с большим отрывом. Справедливости ради надо сказать, что и победы Коштуницы они не исключали, но рассматривали этот вариант как чисто теоретический. Контакты с оппозиционерами были, причем нередкие, но своеобразное решето среднего дипломатического уровня, через которое обычно пропускают кандидатов для встреч на более высоком уровне, отсеяло и Коштуницу.

Теперь о том, что надо делать. Москва все-таки успела исправить ошибку и совершить, возможно, болезненное изменение своей политики. Визит Иванова в Белград оказался весьма важным. И Коштуница выразил после встречи с Ивановым благодарность России. Важно и то, что российский министр оказался первым зарубежным гостем Югославии после фактического прихода к власти оппозиции. Это необходимо развивать. Тем более что почва для сотрудничества есть. И хотя Коштуница заявил, что Сербии не нужны ни Россия, ни Америка, есть основания полагать, что он оценит быстрый приезд Иванова в Белград, который действительно снял последние препятствия на пути к легитимации нового руководства СРЮ. Следующим должен быть контакт на высшем уровне - может, телефонный разговор с Путиным. И здесь у нас есть преимущество, поскольку, скажем, у Соединенных Штатов с нынешним оппозиционным руководством контактов нет. Кроме того, Коштуница настроен по отношению к США вовсе не дружески - он не меньше Милошевича клянет США и НАТО за прошлогоднюю агрессию и считает, что в Косово находятся оккупационные войска. Кстати, Косово, вернее, выборы там, станут первым испытанием для новой власти в Белграде. Ее поведение после объявления результатов косовских выборов, где победят албанцы, будет важным показателем ее реальной внешнеполитической ориентации.

Теперь о Милошевиче и опасности прецедента такого перехода власти. В том, что произошел именно такой переход, виноват и сам Милошевич. В итоге он не отдал власть, но выпустил ее. Коштуница же даже не подобрал власть, ему ее всучили. Как юрист, он, возможно, понимает, что с точки зрения формального права законность его президентства в данном случае весьма сомнительна, однако обстоятельства в последние дни в Белграде сложились именно так, что он принял власть из рук народа без необходимых процедур передачи власти. Милошевич, все еще законный де-юре президент, нужен Коштунице, законному де-факто, для формальной передачи власти. Именно поэтому, вероятно, при посредничестве все того же Иванова будет достигнуто соглашение о гарантиях бывшему президенту. Он наверняка останется в Югославии, поскольку Коштуница сам выступает против передачи его Гаагскому трибуналу. И в ближайший год он не станет выдавать его. Хотя, возможно, именно по этому вопросу у него возникнут большие неприятности с Западом, и в итоге его могут сдать в обмен на окончательное и полное снятие санкций с СРЮ. Но в любом случае Сербия, как это ни странно, является самым безопасным для Милошевича убежищем. Да и для граждан Югославии, возможно, это будет неплохим решением. Как говорят в Белграде, Милошевича не нужно отдавать в Гаагу и даже необязательно судить в Сербии: самым страшным наказанием для него является превращение в обычного гражданина, живущего в обычной квартире, получающего обычную пенсию...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
661
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
921
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
875
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
778

Другие новости