ВСЮ ЭТУ неделю в тихой провинциальной сельской местности, называемой Вендланд, было неспокойно. Проходили массовые митинги участников антиатомного движения. Тракторные колонны блокировали движение на дорогах. Сотни демонстрантов преграждали железнодорожный путь между Люнебургом и станцией Данненберг. Многие приковывали себя к рельсам, а несколько человек даже забетонировали себя между ними. Все эти бурные протестные акции общественности и местных крестьян вызваны решением федерального правительства возобновить доставку из Франции радиоактивных ядерных отходов в так называемый промежуточный лагерь их хранения близ приэльбской деревни Горлебен.
Пик массовых демонстраций пришелся на вторник-среду. Демонстрантам удалось почти на сутки задержать прибытие поезда со спецгрузом на станцию городка Данненберг. Но в четверг он был там все-таки перегружен на автомобильные платформы и доставлен в место складирования. Правда, это стоило больших усилий силам порядка.
Массовые протесты против захоронения ядерного мусора в Горлебене - не новость. Борьба против этого хранилища, которое федеральные власти решили устроить в малонаселенном "тупике" близ тогдашней границы с ГДР, ведется уже 22 года.
Дело в том, что Германия отправляет свое отработанное ядерное топливо на переработку в основном на соответствующее французское предприятие в Нормандии, а частично на британский завод в Селлафилде. По давнему соглашению с Францией немцы, однако, обязаны забирать обратно радиоактивные отходы переработки, смешанные сначала со стеклом, а затем помещенные в стальные цилиндры и литые контейнеры с полуметровой толщиной стен. Но эти меры безопасности не успокаивают немецкую общественность.
Два десятилетия назад федеральный канцлер Герхард Шредер в бытность лидером социал-демократической организации "Молодые социалисты" лично участвовал в блокаде Горлебена так же, как его министр охраны окружающей среды "зеленый" Юрген Триттин. Сейчас он, как объясняют его коллеги, являясь министром, "должен править, а не демонстрировать". Наверное, "красно-зеленое" правительство в Берлине охотно избавило бы себя от неприятностей с Горлебеном. Но международные обязательства приходится соблюдать, и в своем нынешнем качестве Шредер и Триттин должны давать разрешение на новую загрузку горлебенского хранилища. В особенно трудное положение это ставит "зеленых", которые неотделимы от антиатомного движения и программно добиваются закрытия германских АЭС, "выхода из атомной энергетики".
События вокруг Горлебена значимы не только для немцев. Они вновь побуждают осмыслить до конца российский "план Адамова", предполагающий ввоз не каких-либо нескольких контейнеров, а целых 20 000 тонн отработанного ядерного топлива. Возникает и вопрос о том, с какого потолка взята эта цифра, если та же Германия отправит на переработку во Францию и Англию до 2005 года всего лишь около 1000 тонн использованных стержней. И не имеется ли в виду, что, поскольку Горлебен называется "промежуточным лагерем", то его содержимое в обозримом будущем может быть переправлено за мзду куда-нибудь подальше?