0
967
Газета В мире Интернет-версия

24.08.2001 00:00:00

В претендентах - Меркель или Штойбер

Тэги: меркель, штойбер, германия, выборы


Подготовка к сентябрьским выборам 2002 года все более определяет помыслы и действия основных политических сил Германии. В предстоящий понедельник президиум Христианско-демократического союза, нынешней главной партии оппозиции, обсудит, а затем обнародует некую почти стостраничную концепцию "новой социальной рыночной экономики". Она подготовлена специальной экспертной комиссией во главе с председателем союза Ангелой Меркель и призвана стать тем программным фундаментом, на котором она хотела бы укрепить свое лидерство и стать на предстоящих выборах в бундестаг главной соперницей канцлера Герхарда Шредера от консервативного лагеря.

По традиции объединенные "полки" ХДС и баварского ХСС вел в предвыборный бой лидер первой, более крупной партии, насчитывающей около 640 тысяч членов. Теоретически это сулит предпочтительные шансы Ангеле Меркель. Но однажды случилось иначе. В 1980 году, бесцеремонно отодвинув председателя ХДС Гельмута Коля, кандидатом на канцлерский пост стал тогдашний баварский премьер и лидер ХСС Франц-Йозеф Штраус. Сейчас ситуация может зеркально повториться, поскольку наиболее консервативные круги, причем не только в Баварии, фаворизируют ее нынешнего премьер-министра и председателя партии со 185 тысячами членов Эдмунда Штойбера.

Формально оба деятеля как бы сидят в одной лодке, не делая открытых заявок и стараясь не афишировать до поры до времени свое соперничество. Но в действительности подковерная борьба между хозяйкой "Аденауэр-хауза", как называется новая штаб-квартира ХДС в Берлине, и мюнхенской резиденцией баварского лидера в разгаре. Разъезжая в эти дни подобно Шредеру по федеральным землям, Ангела Меркель старается во время посещения предприятий и своими выступлениями на самые разные темы, от налогов до космоса, создать о себе впечатление как о деятельном, прозорливом, готовом на назревшие реформы лидере, которому вполне можно было бы доверить руководство таким государством, как Германия.

Ее пропагандистским коньком стала концепция упомянутой "новой социальной рыночной экономики", в которой даже ее приверженцев пугает первое слово формулы. Детище Людвига Эрхарда, кстати, баварца, как бы испокон веков считалось у христианских демократов их неприкасаемым достоянием. На опасения, что слово "новая" может вызвать представления об устарелости социальной рыночной экономики, на которой построено благополучие Германии и во многом благодаря которой сохраняется авторитет ХДС/ХСС среди значительной части избирателей, Ангела Меркель отвечает словами того же Эрхарда: "Почти ничего не остается таким, как однажды было". И от себя образней добавляет: "Ведь Фольксваген не пропал при дальнейшем развитии "жука" в "гольф".

Меркель, главные тезисы которой уже известны, заигрывает, понятным образом, прежде всего с экономическими кругами. Она обещает снижение налогов до 35 процентов, больше простора в обращении с правами трудовых коллективов и профсоюзов. Есть, разумеется, и популистские предложения о сокращении периода школьного обучения, доведении размера пособий на каждого ребенка до 1200 марок в месяц и проч. Но основные посылки программы пронизаны подчеркнутым консерватизмом, и это является отчетливым признаком конкуренции с председателем ХСС, считающимся главным идеологом устремлений крутых экономических и правых кругов.

Не случайно программа Маркель встречает наибольшую отповедь в Баварии. Руководитель группы ХСС в бундестаге Михаэль Глос сразу заявил, что "социальная рыночная экономика не нуждается в новом открытии". А министр экономики Баварии Отто Висхой высказался еще безапелляционнее: "Для меня не существует новой социальной рыночной экономики". Кстати, для Штойбера к октябрьскому съезду ХСС, но с явным прицелом на выборы-2002 в Мюнхене подготовлена программа под самим за себя говорящим названием "Социальная рыночная экономика для ХХI века". А съезд ХДС состоится только в декабре...

В качестве кандидата на канцлерский пост у Меркель, конечно, были бы свои преимущества. В этой роли впервые выступал бы представитель новых федеральных земель, поскольку нынешний председатель ХДС выросла, получила образование и работала в бывшей ГДР. "Женский фактор" возможно мог бы послужить дополнительным магнитом для избирательниц. Ангела Меркель, несомненно, опытный политик. Со времени воссоединения она приглянулась канцлеру Гельмуту Колю, который сделал ее министром всех своих последующих кабинетов вплоть до потери власти, а после этого генеральным секретарем ХДС. Когда из-за дискредитации финансовым скандалом ушел и Вольфганг Шойбле, то у партии просто не оказалось никого другого для осиротевшего поста лидера партии кроме Ангелы Меркель. Но ее руководство в глазах значительной части членов ХДС до сих пор не выглядит удачным, да и в целом особой яркостью или самобытностью эта фигура тоже не отличается.

На ее фоне Эдмунд Штойбер слывет сильной личностью. Особенно сейчас, когда во главе с этим премьер-министром социально-экономические показатели Баварии предстают на локальном уровне более благополучными при сравнении с общегерманскими. В прошлом году баварский экономический потенциал возрос на четыре процента, тогда как в среднем по стране он был существенно ниже, а в текущем грозит не добрать и процента. Уровень занятости в Баварии тоже лучше. Поскольку главным, что всегда решало исход германских выборов, была экономика, то весьма влиятельные круги в христианско-демократическом лагере и выстраивают в качестве наиболее перспективного соперника в надвигающемся противостоянии со Шредером именно Эдмунда Штойбера. Уже пошли опросы общественного мнения, согласно которым баварца считают "хорошим экономическим политиком" 67, а Шредера только 48 процентов. Согласно тем же данным, в общегерманском табеле популярности Штойбер занимает третье место (62%), отставая от Йошки Фишера (75%), нынешнего канцлера (63%) и опережая Ангелу Меркель (50%).

Остроту противоборству в рядах христианской оппозиции придают появившиеся надежды на то, что нарастающие социально-экономические трудности ослабят позиции правительства красно-зеленой коалиции и на критике его политики можно будет вернутся к власти. Хотя названные проблемы действительно серьезны, честолюбивые планы христианских демократов довольно иллюзорны. Во-первых, в целом германская экономика сохраняет, хотя и замедлившееся, но пока поступательное развитие, для стимуляции которого, хотя бы в предвыборных целях, правительство вполне может использовать различные резервы. А во-вторых, после разоблачения скандальных финансовых махинаций, связанных с именами многих деятелей ХДС, падения такой фигуры, как "канцлер единства" Гельмут Коль, других вынужденных перетасовок в партии и т. д. прошло слишком мало времени, чтобы избиратели простили все это христианским демократам. Так что, если не произойдет экономической катастрофы, а ее скорее всего не будет, шансов на то, чтобы стать во главе Германии в итоге следующих выборов, ни у Меркель, ни у Штойбера практически не предвидится. Другое дело, что возглавляемые ими партии не могут отстраниться от политической борьбы, а побывать хотя бы однажды кандидатом на пост федерального канцлера в любом случае настолько престижно, что за это можно и побороться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

Дарья Гармоненко

Закон о равном освещении деятельности партий власть продолжает использовать лишь в своих интересах

0
740
Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Ольга Соловьева

На поддержку отечественного судостроения выделят 500 миллиардов рублей

0
1018
Адвокатская тайна в законе только обозначена

Адвокатская тайна в законе только обозначена

Екатерина Трифонова

У представителей региональных палат нет реальных полномочий для защиты коллег

0
840
Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

0
569

Другие новости