0
721
Газета В мире Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

И снова Нобель мимо пролетел

Тэги: нобель, премия


Нобелевским лауреатом по литературе 2002 г. стал венгерский писатель Имре Кертеш (р. 1929 г.). Узник Аушвица и Бухенвальда, журналист и переводчик Фрейда и Ницше, автор романов "Английский флаг" и "Следопыт", он удостоен премии "за описание хрупкого опыта борьбы индивида против варварского деспотизма истории".

Среди претендентов называли имена писателей из разных стран. Не называли только имен русских писателей. Этот печальный факт свидетельствует о том, что жизнь в постсоветской России не способствует появлению литературы, достойной внимания академиков. Допустимо, впрочем, и более приятное для национальной гордости объяснение: наша литература интересует Нобелевский комитет только тогда, когда вокруг нее бурлят политические страсти.

Окидывая взором русскую нобелиану, видишь - что ни страница, то красочная. Порой даже чрезмерно. Первым русским лауреатом в 1933 г. стал Иван Бунин. Родина откликнулась на это событие так:

"Белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матерого волка контрреволюции Бунина, чье творчество, (┘) насыщенное мотивами смерти, распада, обреченности, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев". Стоит добавить, что Александра Коллонтай, посол СССР в Швеции, пыталась по заданию Кремля сорвать церемонию награждения.

В 1946 г. Борис Пастернак начинал работу над романом "Доктор Живаго" и тогда же в первый раз попал в список кандидатов. Выдвинул его за стихи "периода Революции" Альбер Камю, экзистенциалист и специалист по абсурду и бунту, в том числе и по русскому, бессмысленному и беспощадному. В 1958 г., уже став нобелевским лауреатом, Камю выдвинул любимого поэта снова - на этот раз удачно. Формально Пастернак получил премию за достижения в поэзии и "на традиционном поприще великой русской прозы", но все считали, что за "Доктора Живаго". "Благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен", - такую телеграмму отправил он в Стокгольм. А через несколько дней отказался от премии. В 1989 г. Шведская академия признала отказ Пастернака вынужденным и недействительным и вручила часть награды - диплом и медаль - его сыну.

В 1964 г. Жан-Поль Сартр, еще один экзистенциалист, отказался от нобелевки, мотивируя это среди прочего тем, что Пастернак получил премию за книгу, "изданную за границей и запрещенную в родной стране", вместо Шолохова, кандидата 1956 г. Шведская академия быстро исправилась: в 1965 г. Шолохов премию получил - "в знак художественной силы и честности, которую он проявил в своей донской эпопее". Теперь родина отнеслась к награде иначе, и автор "Тихого Дона" торжественно приехал в Стокгольм.

В 1970 г. лауреатом стал Александр Солженицын. Писатель объявил, что намерен получить награду "лично, в установленный день". И снова родина сочла решение Нобелевского комитета "политически враждебным". Лауреат от премии отказываться не стал, но в Стокгольм не поехал, опасаясь, что обратно его не пустят. Премию Солженицыну должен был вручать на частной квартире в Москве ученый секретарь Шведской академии. Однако власти отказали ему в визе, и церемония не состоялась. Писатель получал премию уже после того, как его депортировали из СССР.

В самом удачном положении оказался Иосиф Бродский. К моменту награждения (1987 г.) он уже 15 лет жил в эмиграции, так что вопрос о присутствии на церемонии для него не стоял. Да и родина тогда расставалась с тоталитарным прошлым, и награждение русского поэта пришлось весьма кстати.

В нобелевской речи Бродский сказал: "Лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии". Возможно, отсутствие у нас писателей нобелевского калибра именно этим и объясняется. Хотя, с другой стороны, Имре Кертеш, нынешний лауреат, живет в свободной стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
279
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
312
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
280
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
312

Другие новости