0
1097
Газета В мире Интернет-версия

26.11.2002 00:00:00

Нейтралитет под вопросом

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: финляндия, швеция, балтия, нато


Страны Балтии исторически представляют проблему для России. Теперь они - головная боль для их скандинавских соседей. Решенный вопрос - членство балтов в НАТО - побуждает Финляндию и Швецию к пересмотру их давнишних обязательств о неприсоединении к военным союзам, хотя традиционалисты в Хельсинки и Стокгольме противятся этому ходу развития. Если в годы холодной войны Швеция и Финляндия стремились "изолировать" субрегион от политики сверхдержав, то теперь они пошли иным путем: стали с 1 января 1995 года членами ЕС, всемерно способствуют евро-атлантической интеграции. Они также выступают за активную роль США на Балтике в качестве противовеса РФ и усиливающейся ФРГ.

Балтийский энтузиазм в отношении НАТО и финско-шведское дистанцирование от этой организации происходят из одного и того же источника: нежелания верить в то, что НАТО значительным образом изменилось. Страны Балтии видят в НАТО военно-политический альянс, направленный против России, и устремились в него именно по этой причине. Финны и шведы разделяют эти оценки и поэтому проявляют осторожность. Но все же обстановка меняется.

Среди финской элиты крепнут настроения, что коль скоро Балтия присоединяется к НАТО, то и их страна будет вынуждена сделать это. Но на этом пути имеются по крайней мере две проблемы: институциональная и ментальная. Первая проистекает из роли президента в финской политике. Прежде президент Тарья Халонен была активной пацифисткой, и все еще испытывает недоверие к НАТО и американскому империализму. Если бы все зависело от нее, то Финляндия никогда бы не присоединилась к НАТО. Однако новая Конституция лишила президента большинства полномочий. В действительности реальные рычаги находятся у премьера Пааво Липпонена, который более прагматичен, чем президент.

Во-вторых, как везде, инерционен народный менталитет. Согласно опросам общественного мнения, 80% финнов уверяют, что возьмут в руки оружие, чтобы защитить страну. Однако среди населения традиционно низкий уровень доверия к иностранной помощи. "Помощь никогда не прибывает вовремя" - результат исторического опыта в связи с франко-британскими провальными планами спасения Финляндии в период Зимней войны 1939-1940 годов. Это характеризует отношение финнов к иностранной военной помощи вообще, что можно трактовать так, что 80% выступают против членства в НАТО. Большинство экспертов полагают, что поворот в общественном мнении возможен не ранее, чем через год, при условии, что правящая элита начнет поднимать проблему вступления.

Позиция Швеции не менее своеобразная. Согласно шутке, распространенной в Скандинавии в конце холодной войны, в Стокгольме пришли к заключению, что в субрегионе осталась только одна сверхдержава - Швеция. Действительно, фантомы и комплексы исторического великодержавия все еще сказываются на нынешнем курсе родины Карла XII. Шведам, которые ощущают себя в качестве ведущей нации на Севере, непросто присоединиться к военно-политическому союзу, которым так лихо заправляют из-за океана.

Второе бремя истории - шведский нейтралитет. Эта политика, как прагматический путь пребывания вне конфликтов с 1834 года, во время холодной войны принимала образ морального превосходства. Резкая критика Вашингтона и осуждение действий НАТО были неотъемлемой частью высоконравственной внешней политики Улофа Пальме в 1970-х годах. Хотя премьер Йоран Перссон разделяет идеалы своего харизматического предшественника, он начал порывать с прошлым. Руководство стоящей у власти СДРПШ далеко отошло от заветов отцов-основателей, Перссон озабочен подготовкой страны к вступлению в систему евро. В Стокгольме условно выделяют "два НАТО" - союз, предоставляющий гарантии безопасности его членам, и организацию, содействующую кризисному урегулированию и укреплению стабильности на континенте. С этим "вторым" НАТО и развивает контакты официальный Стокгольм.

Хотя в Стокгольме и Хельсинки утверждают, что членство в НАТО не является актуальным вопросом, за последнее время основы их нейтрального курса все больше размываются и трансформируются. Во внутриполитической атмосфере стали появляться элементы, которые допускают ограничения суверенитета, когда речь идет о коллективных усилиях по устранению угрозы миру. Заметно меняется оборонная политика наших северных соседей.

Готова ли шведская и финская элита привести свои страны в НАТО? Пока ответ - "нет". Маловероятно, что они изменят своему курсу прежде, чем страны Балтии благополучно вольются в Североатлантический союз. Но если вступление прибалтов не приведет к ухудшению отношений между Россией и Западом, то для любого правительства в Стокгольме и Хельсинки будет трудно найти веские причины, чтобы оставаться в одиночестве. Здесь с неохотой признаются, что молодые демократии Балтии лидируют в процессе вступления в НАТО и тем самым буквально тащат своих старших собратьев за собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
797
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
986
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
786
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
931

Другие новости