0
1076
Газета В мире Интернет-версия

26.11.2002 00:00:00

Нейтралитет под вопросом

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: финляндия, швеция, балтия, нато


Страны Балтии исторически представляют проблему для России. Теперь они - головная боль для их скандинавских соседей. Решенный вопрос - членство балтов в НАТО - побуждает Финляндию и Швецию к пересмотру их давнишних обязательств о неприсоединении к военным союзам, хотя традиционалисты в Хельсинки и Стокгольме противятся этому ходу развития. Если в годы холодной войны Швеция и Финляндия стремились "изолировать" субрегион от политики сверхдержав, то теперь они пошли иным путем: стали с 1 января 1995 года членами ЕС, всемерно способствуют евро-атлантической интеграции. Они также выступают за активную роль США на Балтике в качестве противовеса РФ и усиливающейся ФРГ.

Балтийский энтузиазм в отношении НАТО и финско-шведское дистанцирование от этой организации происходят из одного и того же источника: нежелания верить в то, что НАТО значительным образом изменилось. Страны Балтии видят в НАТО военно-политический альянс, направленный против России, и устремились в него именно по этой причине. Финны и шведы разделяют эти оценки и поэтому проявляют осторожность. Но все же обстановка меняется.

Среди финской элиты крепнут настроения, что коль скоро Балтия присоединяется к НАТО, то и их страна будет вынуждена сделать это. Но на этом пути имеются по крайней мере две проблемы: институциональная и ментальная. Первая проистекает из роли президента в финской политике. Прежде президент Тарья Халонен была активной пацифисткой, и все еще испытывает недоверие к НАТО и американскому империализму. Если бы все зависело от нее, то Финляндия никогда бы не присоединилась к НАТО. Однако новая Конституция лишила президента большинства полномочий. В действительности реальные рычаги находятся у премьера Пааво Липпонена, который более прагматичен, чем президент.

Во-вторых, как везде, инерционен народный менталитет. Согласно опросам общественного мнения, 80% финнов уверяют, что возьмут в руки оружие, чтобы защитить страну. Однако среди населения традиционно низкий уровень доверия к иностранной помощи. "Помощь никогда не прибывает вовремя" - результат исторического опыта в связи с франко-британскими провальными планами спасения Финляндии в период Зимней войны 1939-1940 годов. Это характеризует отношение финнов к иностранной военной помощи вообще, что можно трактовать так, что 80% выступают против членства в НАТО. Большинство экспертов полагают, что поворот в общественном мнении возможен не ранее, чем через год, при условии, что правящая элита начнет поднимать проблему вступления.

Позиция Швеции не менее своеобразная. Согласно шутке, распространенной в Скандинавии в конце холодной войны, в Стокгольме пришли к заключению, что в субрегионе осталась только одна сверхдержава - Швеция. Действительно, фантомы и комплексы исторического великодержавия все еще сказываются на нынешнем курсе родины Карла XII. Шведам, которые ощущают себя в качестве ведущей нации на Севере, непросто присоединиться к военно-политическому союзу, которым так лихо заправляют из-за океана.

Второе бремя истории - шведский нейтралитет. Эта политика, как прагматический путь пребывания вне конфликтов с 1834 года, во время холодной войны принимала образ морального превосходства. Резкая критика Вашингтона и осуждение действий НАТО были неотъемлемой частью высоконравственной внешней политики Улофа Пальме в 1970-х годах. Хотя премьер Йоран Перссон разделяет идеалы своего харизматического предшественника, он начал порывать с прошлым. Руководство стоящей у власти СДРПШ далеко отошло от заветов отцов-основателей, Перссон озабочен подготовкой страны к вступлению в систему евро. В Стокгольме условно выделяют "два НАТО" - союз, предоставляющий гарантии безопасности его членам, и организацию, содействующую кризисному урегулированию и укреплению стабильности на континенте. С этим "вторым" НАТО и развивает контакты официальный Стокгольм.

Хотя в Стокгольме и Хельсинки утверждают, что членство в НАТО не является актуальным вопросом, за последнее время основы их нейтрального курса все больше размываются и трансформируются. Во внутриполитической атмосфере стали появляться элементы, которые допускают ограничения суверенитета, когда речь идет о коллективных усилиях по устранению угрозы миру. Заметно меняется оборонная политика наших северных соседей.

Готова ли шведская и финская элита привести свои страны в НАТО? Пока ответ - "нет". Маловероятно, что они изменят своему курсу прежде, чем страны Балтии благополучно вольются в Североатлантический союз. Но если вступление прибалтов не приведет к ухудшению отношений между Россией и Западом, то для любого правительства в Стокгольме и Хельсинки будет трудно найти веские причины, чтобы оставаться в одиночестве. Здесь с неохотой признаются, что молодые демократии Балтии лидируют в процессе вступления в НАТО и тем самым буквально тащат своих старших собратьев за собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


И 57-го павильона мало

И 57-го павильона мало

Марианна Власова

Андрей Щербак-Жуков

Московская международная книжная ярмарка вернулась на ВДНХ

0
601
Пять книг недели

Пять книг недели

0
299
Уникальное предложение

Уникальное предложение

Вячеслав Харченко

Странное утро в одном южном городе и прочие истории

0
426
Преодолеть сопротивленье языка

Преодолеть сопротивленье языка

Юрий Татаренко

О неограниченных возможностях музыки, сложностях перевода и житейской мудрости

0
617

Другие новости