Президент Франции Николя Саркози подтвердил готовность его страны вернуться в военную организацию НАТО. Условием для этого он назвал возможность строительства самостоятельной «обороны Европы» и передачу французским генералам доли командных постов в НАТО. Пока неясно, устроит ли такая программа союзников Франции, прежде всего США.
Эти высказывания хозяина Елисейского дворца содержатся в интервью газете «Нью-Йорк таймс», которые помещены также на интернет-сайте Елисейского дворца и во вчерашней европейской прессе. Речь идет прежде всего об отношениях Франции с НАТО, а точнее, условиях ее возвращения в военную составляющую организации. Напомним, что Франция вышла из нее в 1966 году по решению президента Шарля де Голля. Штаб-квартира блока тогда была вынуждена переселиться из Фонтенбло под Парижем в Брюссель.
Что касается возможного возвращения в военную составляющую организации, то, по словам президента, в этой области возможна «эволюция» позиции его страны, но только при выполнении определенных условий. Это, во-первых, согласие США с построением независимой европейской обороны и, во-вторых, предоставление Франции постов «на высшем уровне» командных структур союза.
«Независимо от значения НАТО, – заявил Саркози,– Европа должна быть способна защищать себя эффективным и самостоятельным образом». Иначе, не гарантируя собственной безопасности, она не может быть экономической державой. При этом Европа, способная самостоятельно защитить себя, не только не представляет риска для Соединенных Штатов, но и «выгодна для них».
Сформулированные Саркози условия подправляют недавние высказывания министра обороны Эрве Морена, который делал акцент на активизацию участия Франции в НАТО как своего рода предпосылке построения европейской обороны. Выдвигая свои аргументы в пользу «Европы, способной обороняться», как это обозначается на сайте Елисейского дворца, Саркози подчеркивает, что ныне вклад в безопасность Европы вносят лишь немногие государства. Кроме Франции это Великобритания, Италия, Германия и в небольшой степени Испания. А четыре страны, отмечает он, не могут отвечать за безопасность 27 государств. При этом «вклад» в их безопасность со стороны США он не упоминает.
Европейские СМИ предпосылают сообщениям о высказываниях президента Франции заголовки вроде «Саркози хочет назад в НАТО». При этом его слова воспринимаются неоднозначно. Так, некоторые политические круги Германии явно опасаются французского соперничества. Они считают, что Саркози стремится обеспечить «международную руководящую роль для Парижа». При этом проявленная президентом Франции готовность взять на себя долю ответственности в руководстве НАТО может еще более улучшить его отношения с американцами. С другой стороны, пишет берлинская «Вельт», в интервью «ясно дано понять, что строительство европейской обороны является для Саркози приоритетом и с лета 2008 года эта тема будет иметь центральное значение во время французского президентства в ЕС».
Остается вопрос, насколько велик шанс, что доводы французского лидера будут услышаны в Белом доме. В этой связи агентство АП напоминает, что в конце 90-х годов предшественник Николя Саркози Жак Ширак заявлял о возможности подключения Франции к военной структуре альянса. Однако тогдашний президент США Билл Клинтон отверг выдвинутые Парижем условия. Разумеется, и тогда, и сейчас США хотели бы вернуть Францию в военную организацию НАТО, но едва ли на условиях независимой роли ЕС в делах обороны.