0
4928
Газета В мире Интернет-версия

30.09.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Парадокс феномена Меркель

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – зав. отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН, доктор политических наук.

Тэги: меркель, выборы, германия, политика


меркель, выборы, германия, политика Фото Reuters

Несомненно, партийный блок ХДС–ХСС Ангелы Меркель одержал убедительную победу на выборах, улучшив результат 2009 года. Несомненно и то, что это личная победа канцлера, а не консерваторов. Избиратели, поддержавшие Меркель, проголосовали за канцлера в третий раз, что позволяет говорить о некоем феномене Меркель. Объяснение этого феномена достаточно простое. Если спросить среднего немца, за что он любит Ангелу Меркель, он скажет: «Она трудолюбива и всегда говорит правду, какой бы неприятной она ни была. Ее слова не расходятся с делом. Она не замешана ни в одном коррупционном скандале. Она – одна из нас, потому что проста и бережлива. И, наконец, самое важное – она смогла сохранить стабильность в Германии в трудные времена кризиса».
Однако, признавая личный триумф Меркель, нельзя закрыть глаза на тот факт, что все-таки 51,5 % избирателей проголосовали за партии, стоящие слева от консерваторов. Этот сигнал не может остаться незамеченным Меркель, поскольку избиратели социал-демократов, зеленых и левых голосовали не столько за персоналии, сколько за партийные платформы. Другим тревожным сигналом стал впечатляющий дебют партии евроскептиков «Альтернатива для Германии», созданной за несколько месяцев до выборов и почти что взявшей пятипроцентный барьер (4,5% голосов), необходимый для прохождения в Бундестаг. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что 29% избирателей вообще не пошли голосовать.
Иными словами, сложилась парадоксальная ситуация. Хотя на выборах Меркель укрепила свои позиции, после выборов ее позиции стали слабее, поскольку ей придется формировать коалицию с партиями менее сговорчивыми, чем выбывшие свободные демократы, и управлять страной, которая сдвинулась влево.
Многие политические обозреватели и аналитики указывают на то, что третий срок не будет для канцлера гладким. Меркель столкнется с проблемами, которые уже не удастся решить старыми рецептами – бережливостью и ограничениями расходов. Замедляется экономический рост: по оценкам МВФ, с 0,9% в 2012 году он упадет до 0,3% в текущем году. Действительно, безработица в Германии (5,3%) рекордно мала по сравнению с другими странами ЕС, особенно должниками из еврозоны. Однако обратная сторона этого относительного благополучия состоит в том, что из-за низкой заработной платы многие немцы должны работать в нескольких местах, чтобы сводить концы с концами. По данным МФВ, разрыв между бедными и богатыми в Германии больше, чем в Мексике и США. Социал-демократы уже предлагали ввести минимальную заработную плату и повысить налоги на богатых. Однако крупный бизнес выступает против введения минимальной заработной платы (не говоря о налогах), что, по его мнению, снизило бы конкурентоспособность немецких товаров. Если социал-демократы войдут в правительство, дебатов по этому вопросу не избежать, как и не избежать, по всей видимости, увеличения государственных расходов, против чего Меркель последовательно выступала в Европейском союзе.
Другая дилемма, с которой столкнется правительство Меркель, связана с политикой привлечения и удержания иностранной рабочей силы и в то же время сведения к минимуму рисков, связанных с злоупотреблением привилегиями, которые предоставляет система социального обеспечения ФРГ. Потребует переосмысления и прежняя энергетическая стратегия. Курс на возобновляемые источники энергии оказался более затратным, чем ожидалось. Цены на энергию для домохозяйств и компаний выросли и продолжают расти.
На уровне ЕС Меркель до сих пор удавалось сочетать внутренние потребности Германии с европейскими, зачастую пренебрегая институтами ЕС и действуя через неформальные мини-саммиты. Несомненно, одно из негативных последствий ее нередко негибкой политики – ослабление германо-французского тандема, который всегда был основой европейской интеграции. В любом случае без союзников Меркель не обойтись, как и не обойтись без стратегического видения и будущего Германии, и европейской интеграции.
Сейчас один из главных вопросов, кто войдет в коалиционное правительство Меркель. Более 60% немцев, по опросам общественного мнения, высказываются за большую коалицию, то есть за участие социал-демократов в правительстве Меркель. Представляется, что это наиболее реалистичный и логичный сценарий, хотя для Меркель это создаст немало проблем в будущем, прежде всего в выработке социальной политики. Вместе с тем участие социал-демократов в правительстве не только отвечает запросам значительной части населения, но и открывает возможности для восстановления германо-французского тандема, без которого лидерство Германии в ЕС будет всегда восприниматься с долей недоверия.
На смену традиционной политики стабильности, в чем так преуспела Ангела Меркель, должны прийти реформы, которые придадут импульс посткризисному развитию ЕС и его членов. Сумеет ли умелый «консолидатор», как называют Меркель ее союзники, стать реформатором? Это покажет ближайшее будущее.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
891
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1530
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1760
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1259

Другие новости