0
11090
Газета В мире Интернет-версия

16.03.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Пять принципов отношений ЕС с Россией: тактика взамен стратегии

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – доктор политических наук, заведующая Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: ес, мид, могерини, стратегия, россия, минские соглашения, украина, война, донбасс


ес, мид, могерини, стратегия, россия, минские соглашения, украина, война, донбасс Фото Reuters

14 апреля Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини сообщила, что на заседании в Брюсселе главы МИД стран – членов ЕС единогласно приняли пять принципов отношений с Россией. Первоначально в российских СМИ прошла информация о том, что в ЕС разрабатывается стратегия в отношении России. Однако пять принципов, сформулированных на специальном заседании в Брюсселе, трудно назвать стратегией, поскольку в основе любой стратегии лежит конечная или главная цель. Представленные принципы оставляют за скобками этот главный вопрос, это скорее перечень правил, которыми Европейский союз будет руководствоваться в отношениях с Россией. По сути, в них нет ничего нового за исключением, пожалуй, некоторых нюансов, которые нуждаются в расшифровке.

Первый из этих руководящих принципов – полное выполнение Минских соглашений в качестве первоосновы любого существенного изменения отношений ЕС с Россией. Однако этот принцип неизменно повторяется руководством ЕС на разных международно-политических саммитах и форумах с момента возникновения самого Минского формата.

Второй принцип, как сказала Могерини, – «укрепление отношений со странами «Восточного партнерства» и другими странами-соседями, в частности в Центральной Азии, и мы обсудили, как продвинуться вперед в этой связи». Что касается «Восточного партнерства» (ВП), то и здесь нет ничего нового. Брюссель не может просто так свернуть этот проект. Другой вопрос, как ЕС собирается «продвинуться вперед в этой связи». И это самое интересное. Рижский саммит «Восточного партнерства», состоявшийся в мае прошлого года, трудно назвать поворотным, скорее он носил символический характер, в частности желание Брюсселя продемонстрировать странам-участницам, что он не утратил интереса к этому проекту и по-прежнему привержен идее сближения восточных партнеров с ЕС. Но он не принес никаких прорывных решений. Более того, рижский саммит обнажил те дефекты, которые были в ВП изначально, а именно: отсутствие конечной цели для стран, вставших на путь болезненных реформ. Многие эксперты говорили, что для того чтобы избежать тихого угасания, ВП нуждается в переосмыслении и переформатировании. Означает ли принятый в Брюсселе второй принцип то, что у ЕС есть такой проект, причем не только в отношении стран ВП, но и в отношении стран Центральной Азии?

Третий принцип – «укрепление внутренней устойчивости Европейского союза, в частности в том, что касается энергетической безопасности, гибридных угроз и стратегических коммуникаций, но не только». Курс на энергетическую независимость, в частности на диверсификацию энергоисточников, был взят Брюсселем не сегодня. В мае 2014 года Еврокомиссия обнародовала свою комплексную стратегию энергетической безопасности, а в феврале 2015-го утвердила стратегию создания Энергетического союза ЕС, фактически взяв под контроль все сделки по энергоресурсам стран ЕС. Гибридные угрозы, как и угрозы стратегическим коммуникациям, – новые вызовы безопасности отдельных государств и международных объединений, которые стоят в повестке дня не только ЕС. Поэтому новое в третьем принципе может заключаться лишь в оговорке «но не только», которая, вероятно, в дальнейшем получит разъяснение.

Четвертый принцип, согласованный главами МИД стран ЕС, состоит в необходимости «избирательного взаимодействия с Россией как по внешнеполитическим вопросам – это очевидно, когда речь идет об Иране, процессе ближневосточного мирного урегулирования, Сирии, а также КНДР, миграции, борьбе с терроризмом или изменении климата, – так и по другим вопросам, где есть явный интерес Европейского союза». Здесь также нет ничего нового. Отношения России с Евросоюзом, как и с Западом в целом, можно охарактеризовать как гибридные, когда, несмотря на серьезное похолодание международного климата, сохраняется и экономическое, и торговое сотрудничество, переговорные процессы по наиболее актуальным вопросам международной и региональной безопасности. И совершенно естественно, что международные акторы, будь то ЕС или Россия, руководствуются своими, а не чужими интересами.

Пятый принцип, обнародованный Могерини, – «готовность оказывать большую поддержку гражданскому обществу России и содействовать и поддерживать контакты между людьми и обмены, а также меры политики, относящиеся к этим сферам, с особым вниманием к молодежи в России и Европейском союзе, так как мы считаем, что будущее наших обществ требует наших инвестиций». Пожалуй, многие в российской политической элите воспримут этот принцип как попытку покуситься на устои суверенной демократии в России. Но в эпоху глобализации контакты между людьми и обмены так же естественны, как мобильность финансов и товаров. Оборвать этот процесс можно, лишь опустив железный занавес. Трудно представить, что Россия может пойти на такой шаг. Еще будучи премьером, в апреле 2012 года Владимир Путин писал, что необходимо участие гражданского общества в реформах, что надо широко внедрять лучшие жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров, а критерий заимствования – доказанная эффективность.

Отношения России и ЕС, несомненно, находятся сегодня в низшей точке. Пять принципов ЕС – попытка выработать правила игры с тем, чтобы сохранить каналы взаимодействия с Россией по важнейшим вопросам международной жизни. Из всех пяти принципов, сформулированных в Брюсселе, самый главный – первый. Если по вопросу о будущем Украины будет достигнут компромисс, устраивающий и Россию, и Запад, и Украину, то со временем нынешнее противостояние будет преодолено и возобладает фундаментальная общность интересов и взаимозависимость многополярного мира. По всей видимости, российский МИД отреагирует на позицию ЕС. Хотелось бы, чтобы Россия представила не просто «наш ответ Чемберлену», а собственную позитивную повестку дня в отношении Европейского союза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
643
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
1015
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
917
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
480

Другие новости