Президент Пак Кын Хе не смогла отделаться от оппозиции и рядовых граждан одними извинениями. Фото Reuters
Южнокорейская либеральная оппозиция отвергла кандидатуру на пост премьер-министра, которую ранее предложила президент-консерватор Пак Кын Хе. Таким образом лидер Южной Кореи хотела загладить коррупционный скандал, связанный в том числе с ее приближенной Цой Сунн Силь.
Цой, которая, как сообщают СМИ, правила речи выступлений Пак и оказывала ей «духовные» услуги, обвиняется в хищении около 68 млн долл. Как передает Guardian, несколько фондов Цой вымогали деньги из крупных южнокорейских компаний, включая электронного гиганта Samsung. Сейчас подруга президента находится под стражей.
Вчера в связи с подозрениями вокруг Цой в штаб-квартире Samsung начались обыски. В частности, полицию интересуют подробности денежного перевода в 2,8 млн евро, который компания предположительно сделала в адрес фирмы Widec Sports, подконтрольной подруге Пак. Эти деньги, как утверждает Financial Times, хотя формально и были выделены на подготовку страны к Олимпиаде-2018, на самом деле пошли на приобретение лошади для тренировок дочери Цой, Чон Ю Ра. По словам главы компании-регулятора Score Пак Чжу Гена, если эти подозрения подтвердятся, против руководства Samsung могут возбудить дело акционеры. Не говоря уже о потере доверия со стороны потребителей.
Самой Пак о своей репутации переживать уже поздно: по данным опросов Gallup poll, рейтинг ее поддержки среди населения опустился до 5%. Публичные извинения президента, таким образом, не смогли загладить ее вину перед южнокорейцами. Как передают СМИ, на днях десятки тысяч граждан вышли на улицы с требованием отставки или импичмента своего лидера.
Недовольство выражают и законодатели. Подконтрольный либеральной оппозиции парламент отверг кандидатуру Ким Бен Чжуна, экс-советника бывшего либерального президента Но Му Хена. По расчетам Пак, назначение Кима стало бы достаточной платой оппозиции за скандал. Либералов такие уступки не впечатлили. Они настояли, что должны принимать решение, кто станет новым премьером самостоятельно, а не с подачи Пак. Президент в конце концов с такими требованиями согласилась, заявив также о своей готовности предоставить новому главе правительства полномочия «фактически принять на себя руководство кабинетом министров».
В то же время даже таких уступок со стороны лидера может оказаться недостаточно. Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов в разговоре с «НГ» отметил, что проблемы Пак действительно достигли критической массы. «Еще этой весной Пак потеряла большинство в парламенте, и население, очевидно, недовольно курсом ее правления и способами, с помощью которых этот курс реализуется. Эти факторы недовольства в совокупности с возмущением вокруг развернувшегося скандала и лежат в основе серьезных требований о ее отставке или инициировании ее импичмента оппозицией. Даже собственная партия Пак считает, что она компрометирует их общее дело», – сказал он.
По словам эксперта, назначение нового премьера едва ли поменяет обстановку во власти радикально. «Надо помнить, что, согласно Конституции, Южная Корея – это президентская республика, и премьер-министр едва ли играет в такой системе первую скрипку. Хребет всей политической конструкции в стране не предполагает наделение премьера какими-то определяющими полномочиями», – отметил Воронцов.
При этом на пути импичмента президента все еще стоит несколько препятствий. «Оппозицию сдерживают несколько объективных обстоятельств. По Конституции через 60 дней после импичмента назначаются новые президентские выборы. А оппозиция к ним тоже не готова – у нее нет общего лидера. Поскольку оппонентов Пак терзают разногласия, им нужно время, чтобы подготовить собственных кандидатов и свою программу на выборах. 60 дней для этого явно недостаточно», – утверждает эксперт.